Preview

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

https://doi.org/10.26170/po20-06-17

Полный текст:

Аннотация

Прогнозирование уровня сформированности компетенций студентов строительно - архитектурного вуза является важной проблемой на нынешнем этапе развития общества, что связано с повсеместной цифровизацией всех отраслей экономики и хозяйства, а также с «информационным взрывом» - постоянным ростом количества знаний и технологий, что влечет за собой и рост требований к выпускникам. Показано, что проблема может быть решена с использованием синергетического подхода и методов компьютационной (вычислительной) педагогики. Модель оформлена в виде «строящегося здания», поэтому ее стоит читать снизу вверх; состоит из семи блоков: «Прогноз», в котором охарактеризованы основные этапы технологии педагогического прогнозирования; «Средства вычислительной педагогики, применяемые для прогнозирования»; «Будущий инженер - строитель», в котором перечислены этапы обучения студента в строительном вузе; «Синергетика», в котором студент рассмотрен как самоорганизующаяся система; «Обучение», в котором детально описаны этапы обучения студента; «Образовательные результаты», где охарактеризовано формирование индивидуальных компетенций; «Внешние условия», в котором перечислены основные показатели прогнозного фона. Представлена технология прогнозирования, ставшая основой построенной модели и состоящая из трех стадий: ретроспекции, диагноза и проспекции. Стадии разделены на этапы, на каждом из которых студенческий коллектив и прогностическая система вуза рассмотрены как самоорганизующаяся система, что позволило повысить эффективность прогнозирования. Результаты прогнозирования внесены на лепестковую диаграмму совместно с реальными образовательными результатами студентов, чем показана эффективность разработанной технологии. Проверка проведена на базе 102 студентов, обучающихся в 5 академических группах ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (бакалавриат).

Об авторе

Ю. А. Ташкинов
Донецкий национальный университет
Россия


Список литературы

1. Бестужев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 269 с.

2. Карманчиков, А. И. Логика педагогического прогнозирования / А. И. Карманчиков. - Ижевск : ИПК И ПРО УР, 2012. - 83 с.

3. Коляда, М. Г. Педагогическое прогнозирование: теоретико-методологический аспект / М. Г. Коляда, Т. И. Бугаева. - Донецк : Ноулидж, 2014. - 268 с.

4. Коляда, М. Г. Реализация элементов дифференцированного обучения в математике с использованием пиктограмм «Лица Чернова» / М. Г. Коляда, Ю. А. Ташкинов // Дидактика математики: проблемы и исследования. - Донецк, 2019. - Вып. 49. - С. 73-82.

5. Костыгина, В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Костыгина В. В. - Пенза, 2010. - 168 с.

6. Курейчик, В. М. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем / В. М. Курейчик, В. И. Писаренко // Открытое образование. - 2013. - № 6. - С. 16-23.

7. Майер, Р. В. Исследование математических моделей дидактических систем на компьютере / Р. В. Майер. - Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2018. - 160 с.

8. Ташкинов, Ю. А. Педагогическое прогнозирование с применением визуального анализа (на примере технологической готовности будущих инженеров-строителей) / Ю. А. Ташкинов, И. В. Демяненко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 164-171. - DOI: 10.26170/PO20-03-20.

9. Ташкинов, Ю. А. Моделирование образовательных результатов будущих инженеров-строителей с использованием технологии многомерной аналитики в MS Excel / Ю. А. Ташкинов // Научная сокровищница образования Донетчины. - 2019. - № 2. - С. 33-38.

10. Ташкинов, Ю. А. Моделирование сформированности прогностической компетенции инженера-строителя с использованием интеллектуальных систем / Ю. А. Ташкинов // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. - 2019. - № 135. - С. 59-63.

11. Ташкинов, Ю. А. Обзор возможностей Education Data Mining как эффективного средства педагогического прогнозирования в профессиональном образовании / Ю. А. Ташкинов // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. - Донецк : ДонНУ, 2019. - С. 317-319.

12. Ташкинов, Ю. А. Педагогическое прогнозирование образовательных результатов будущих инженеров-строителей в реальном времени / Ю. А. Ташкинов. - Текст : электронный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2020. - Т. 8, № 1 (28). - DOI: 10.23888/HUMJ2020135-45/ - URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=416.

13. Ташкинов, Ю. А. Технология прогнозирования образовательных результатов студентов строительного вуза средствами компьютационной педагогики / Ю. А. Ташкинов // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24, № 3. - С. 483-500. - DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.483-500.


Для цитирования:


Ташкинов Ю.А. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):146-155. https://doi.org/10.26170/po20-06-17

For citation:


Tashkinov Yu.A. FUTURE CIVIL ENGINEERS EDUCATIONAL OUTCOMES PREDICTING SYNERGETIC MODEL. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):146-155. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-17

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)