Preview

ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

https://doi.org/10.26170/po20-06-15

Полный текст:

Аннотация

В статье находит освещение актуальная проблема организации процесса музыкально - педагогического образования студентов из Китайской Народной Республики в российском педагогическом вузе. Целью статьи является выявление и анализ трудностей, испытываемых китайскими студентами при изучении методических дисциплин (методики обучения и воспитания в музыкальном образовании и методики полихудожественного воспитания школьников), анализ их причин и проектирование способов преодоления. Приводится обзор исследований в области обучения китайских студентов музыкальных профилей профессионально ориентированному русскому языку и музыкальной терминологии. Даются рекомендации по организации занятий русским языком с китайскими студентами профиля «Музыкальное образование» как основы для параллельного освоения профильных дисциплин. Сопоставляются трудности, возникающие у китайских студентов в процессе освоения содержания музыкально - исполнительских, музыкально - теоретических и методических дисциплин. На основе анализа опыта преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания» в смешанных группах российских и китайских обучающихся профиля «Музыкальное образование», наблюдений за педагогическим процессом и бесед с китайскими студентами выявляется ряд трудностей в освоении содержания дисциплины. Причинами данных трудностей являются: использование сложных речевых конструкций в речи лектора и в музыкально - педагогических публикациях; недостаточное понимание сути процесса музыкального образования школьников ввиду существенных различий систем музыкального образования в России и Китае; невозможность опереться на собственный детский опыт; употребление педагогом и российскими студентами упрощенных названий незнакомых музыкальных произведений. Приводятся примеры организации работы с китайскими студентами по освоению содержания дисциплины «Полихудожественное воспитание в школе» с учетом уровня владения русским языком. Анализируются творческие работы студентов из Китайской Народной Республики, свидетельствующие об их овладении методическими проектировочными умениями. Обосновывается необходимость создания специального учебного пособия для китайских студентов и проектируется его содержание.

Об авторах

Л. В. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Бо. Ян
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. А. Беляева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Антонова, Ю. А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам / Ю. А. Антонова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 13-16.

2. Арефьев, А. Л. Китайские студенты в России / А. Л. Арефьев // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 54-66.

3. Беляев, В. П. Опыт сотрудничества Уральского государственного горного университета с вузами КНР в научно-образовательной и культурной областях / В. П. Беляев, Е. А. Подергина // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 11. - С. 15-19.

4. Ван, Вэньцзяо. «Музыкальный калейдоскоп» в обучении китайских студентов-русистов / Ван Вэньцзяо // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 40-47.

5. Ван, Вэньцзяо. Особенности русской музыкальной терминологии в аспекте методики РКИ / Ван Вэньцзяо. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 194-198. - URL: http://www.pmedu.ru/images/2019-1/21.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

6. Ван, Сяо. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников / Ван Сяо, Е. И. Петанова // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 3. - С. 75-85.

7. Гусевская, Н. Ю. Роль образования в развитии российско-китайских отношений: история и современность / Н. Ю. Гусевская, И. Н. Мамкина // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 423. - С. 77-83.

8. Ерёмина, С. А. Уроки чтения на русском языке со студентами-иностранцами, обучающимися по специальности «Музыкальное и художественное образование» / С. А. Ерёмина, Ян Бо // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом : сборник научных статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / гл. ред. Е. В. Дзюба, С. А. Ерёмина ; Уральский государственный педагогический университет. - 2019. - С. 117-123.

9. Кашина, Н. И. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Добровольская [и др.] // Язык и культура. - 2019. - № 45. - С. 220-234.

10. Максимов, Н. Р. Актуальные проблемы адаптации китайских студентов к обучению в российских университетах / Н. Р. Максимова, С. В. Панина, Цзян Хуа [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 1 (05). - С. 26-37.

11. Матвеева, Л. В. Полихудожественное воспитание в школе : учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 132 с.

12. Мезенцева, С. В. Проблемы учебно-методического обеспечения музыкально-теоретических дисциплин для иностранных студентов в российском вузе / С. В. Мезенцева. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2017. - № 4. - С. 115-120. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/ journal_pdf/mezenceva_115-120.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

13. Музыка. 1-8 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / под науч. руководством Д. Б. Кабалевского ; ред. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 224 с.

14. Пересада, А. И. Балалайка: Популярный очерк / А. И. Пересада. - М. : Музыка, 1990. - 64 с.

15. Пэн, Иньлай. Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами из Китайской Народной Республики: проблема содержания учебного процесса / Пэн Иньлай // Научное мнение. - 2020. - № 6. - С. 126-132.

16. Тагильцева, Н. Г. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. Г. Тагильцева, Н. И. Кашина // Язык и культура : сборник статей XXIX Международной научной конференции / отв. ред. С. К. Гураль. - 2019. - С. 229-234.

17. Тагильцева, Н. Г. Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей / Н. Г. Тагильцева, Л. В. Матвеева, М. А. Бызова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 3. - С. 106-124.

18. Филимонова, Н. Ю. Китайские студенты в вузах России / Н. Ю. Филимонова, Е. С. Романюк // Высшее образование в России. - 2014. - № 8-9. - С. 76-81.

19. Ян, Бо. Базовые приемы звукоизвлечения на китайском народном инструменте пипа / Ян Бо, Л. В. Матвеева // Современные тенденции общего и дополнительного музыкального и художественного образования : сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - С. 193-199.

20. Янченко, В. Д. Опыт обучения китайских студентов-русистов музыкальной терминологии / В. Д. Янченко, Ван Вэньцзяо // Наука и школа. - 2017. - № 3. - С. 110-112.


Для цитирования:


Матвеева Л.В., Ян Б., Беляева Л.А. ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):130-139. https://doi.org/10.26170/po20-06-15

For citation:


Matveeva L.V., Yang B., Belyaeva L.A. ASSIMILATION OF METHODIC DISCIPLINES BY STUDENTS OF THE PROFILE “MUSICAL EDUCATION” FROM СHINA. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-15

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)