Preview

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИХ РЕШЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-06-14

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема: как формировать у студентов вуза умение понимать условия физических задач. Цель исследования - обоснование методики обучения студентов умению понимания условий физических задач в процессе их решения. Методологической основой исследования являются подходы: системный, компетентностный, семантический, когнитивный и лингвистический. Психолого - педагогическими основаниями построенной дидактической модели являются теории учебной деятельности, развивающего обучения, решения учебных физических задач. Использована система теоретических и эмпирических методов исследования. Описана дидактическая модель формирования у студентов исследуемого умения, содержащая целевой, дидактический и методический блоки. Представлены структура исследуемого умения, средства и способы его формирования. Изложены ход и результаты педагогического эксперимента, доказывающие эффективность разработанной методики на уровне высшего профессионального образования. Новизна полученных результатов заключается в адаптации дидактической модели и методики формирования умения понимать условия физических задач к уровню высшего профессионального образования (материал общего курса физики). Значимость результатов для науки и практики заключается в обосновании специального обучения студентов умению понимать условия физических задач, доказательстве его положительной связи с успешностью решения задач и усвоения материала курса физики в целом; в расширении системы средств и способов обучения исследуемому умению, разработке соответствующих методических материалов. В результате проведенного исследования удалось показать, что разработанная О. Е. Левенко для средней школы методика формирования умения понимать условия физических задач эффективна и на уровне высшего профессионального образования, в процессе обучения студентов общему курсу физики, при условии расширения системы средств обучения и способов совместной деятельности студентов и преподавателя.

Об авторах

М. П. Ланкина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия


О. Е. Левенко
лицей № 64
Россия


Список литературы

1. Бершадская, Е. А. Когнитивные технологии в образовании / Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». - 2016. - № 3 (03). - С. 5-11.

2. Бершадский, М. Е. Педагогическая диагностика уровня понимания / М. Е. Бершадский // Педагогические измерения. - 2012. - № 3. - С. 60-88.

3. Брейтигам, Э. К. Интеграция рационального и интуитивного опыта как средство обеспечения понимания учебного материала по математике / Э. К. Брейтигам. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=17971 (дата обращения: 11.05.2020).

4. Брейтигам, Э. К. Взаимосвязь целостности и понимания в обучении / Э. К. Брейтигам // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6 (28). - С. 27-33.

5. Брейтигам, Э. К. Взаимосвязь рационального и интуитивного мышления как условие обучения математике, направленное на понимание / Э. К. Брейтигам // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - С. 9-12.

6. Брейтигам, Э. К. Педагогические условия обеспечения понимания учебного материала / Э. К. Брейтигам // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. / науч. редакторы: А. Н. Крутский, О. С. Гибельгауз. - Барнаул : АлтГПУ, 2016. - С. 151-153.

7. Брейтигам, Э. К. Взаимосвязь знаково-символической деятельности и понимания при обучении математике / Э. К. Брейтигам, И. Г. Кулешова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2017. - № 46. - С. 7-14.

8. Кулешова, И. Г. Содержание фаз понимания учебного материала / И. Г. Кулешова, И. В. Кисельников, Э. К. Брейтигам // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 5. - С. 97-109.

9. Левенко, О. Е. Методика обучения учащихся пониманию текстов физических задач / О. Е. Левенко, А. С. Кнор, М. П. Ланкина // Современное образование: актуальные проблемы профессиональной подготовки и партнерства с работодателем : материалы междунар. науч.-метод. конф. - Томск : Изд-во ТУСУР, 2014. - С. 36-37.

10. Левенко, О. Е. Формирование у школьников умения понимать условия физических задач в процессе их решения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Левенко О. Е. - Екатеринбург, 2015. - 24 с.

11. Лунгу, К. Н. Понимание как базовый элемент обучения при преподавании математических дисциплин / К. Н. Лунгу // Вестник международного института экономики и права. - 2013. - № 4 (13). - С. 32-38.

12. Лунгу, К. Н. Дидактический аспект понимания как необходимого условия формирования профессиональной компетентности студентов / К. Н. Лунгу, Е. И. Смирнов, В. В. Юдин // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 131-137.

13. Усольцев, А. П. Наглядность и ее функции в обучении / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 102- 109.

14. Bloom, B. S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook 1: Cognitive domain / B. S. Bloom, M. D. Engelhart, E. J. Furst, et al. - New York : David McKay, 1956.

15. Krathwohl, D. R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: An Overview / D. R. Krathwohl // Theory Into Practice. - 2002. - Vol. 41, № 4. - P. 212-219.

16. Wilson, L. O. Anderson and Krathwohl Bloom’s Taxonomy Revised. Understanding the New Version of Bloom’s Taxonomy / L. O. Wilson. - URL: https://quincycollege.edu/content/uploads/Anderson-and-Krathwohl-Revised-Blooms-Taxonomy.pdf (mode of access: 02.05.2020). - Text : electronic.


Для цитирования:


Ланкина М.П., Левенко О.Е. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИХ РЕШЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):122-129. https://doi.org/10.26170/po20-06-14

For citation:


Lankina M.P., Levenko O.E. FORMATION OF STUDENTS ABILITY TO UNDERSTAND THE CONDITIONS OF PHYSICAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF THEM SOLUTION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):122-129. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-14

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)