Preview

ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

https://doi.org/10.26170/po20-06-13

Полный текст:

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена объективной потребностью китайского общества в выпускниках педагогических вузов, имеющих высокий уровень готовности к созданию развивающей художественно - эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях. Успешность решения данной проблемы связана с разработкой теоретико - методических подходов, включающих уточнение содержания и структуры феномена «художественно - эстетическая среда» с учетом общих установок на ее развивающий и воспитательный потенциал в китайской, российской и западноевропейской педагогике дошкольного детства. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно - эстетической среды в развитии ребенка дошкольного возраста и рассмотреть методы, которые могут применяться при подготовке китайских студентов педагогического вуза к реализации данного потенциала в их будущей профессиональной деятельности. Методологической основой исследования являются положения эстетики о гармонизирующем воздействии на человека эстетически организованной, упорядоченной, гармоничной в соотношении формы и содержания среды (М. С. Каган), выводы мыслителей и педагогов прошлого (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современные исследования (А. И. Буров, Л. П. Печко, Е. Ф. Командышко, Е. П. Олесина, О. В. Стукалова) об эстетической восприимчивости детей дошкольного возраста и значимости художественно - эстетической среды как эмоционально - образного контекста в их эмоциональном, творческом, нравственном, социокультурном развитии. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, обобщение опыта российских и китайских педагогов - исследователей, педагогическое проектирование. Научная новизна состоит в уточнении компонентов художественно - эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (эмоционально - психологического, ценностно - смыслового, творческого) и определении соответствующих этапов формирования у студентов готовности к ее созданию в процессе обучения в вузе. Практическая значимость исследования состоит в выявлении продуктивных методов подготовки студентов к созданию художественно - эстетической среды и описании творческих заданий на основе обращения к данным методам на занятиях в вузе. Авторами предложены следующие методы: моделирования (графического, объемного, пространственного, виртуального) эстетической среды в группе детского сада, художественного проектирования тематического оформления группы к праздничному событию, художественно - графической визуализации (эскиз, презентация, объемная картина, аппликация, пластилинография, мультипликация и пр.) предметного наполнения Центра художественного творчества в группе детского сада.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ш. Ван
Чанчуньский педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М. : Искусство, 1956. - 124 с.

2. Жен, С. Исследование детского обучения печати водой и чернилами / С. Жен. - Хубэй : Изд-во художественного колледжа, 2020.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

4. Каган, М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.

5. Ли, Хунюй. Создание среды детского сада / Хунюй Ли. - Пекин : Издательская группа Пекинского педагогического университета, 2015. - 8 с.

6. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2009. - 272 с. : ил.

7. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

8. Оганесян, Э. Д. Методы развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства : Практикум по дисциплине «Музей и дети» : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018.

9. Печко, Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса / Л. П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М. ; Луганск, 2000. - Вып. 2. - С. 5-25.

10. Стукалова, О. В. Эстетическая среда воспитания и образования на уроке словесности: от истории российской школы к современности / О. В. Стукалова // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. - М. ; Минск : НИО, 2002. - С. 110-120.

11. У, Сяоли. Стратегическое исследование по созданию тематической региональной деятельностной среды в детском саду / Сяоли У // Новые занятия. - 2020. - № 39. - С. 89.

12. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R : переработанное издание / Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер ; пер. с англ. И. Ю. Облачко, И. Е. Федосова. - М. : Изд-во «Национальное образование», 2017. - 136 с. - (Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).

13. Цзэн, Лин. Краткая дискуссия о влиянии художественной зоны на создание среды в детском саду и развитие детского творчества / Лин Цзэн // Родители - 2020. - № 25. - С. 159-161.

14. Чэнь, Сяохэн. Основы изящных искусств (второе издание) / Сяохэн Чэнь. - Пекин : Издательство Renmin University Press, 2010.

15. Чжан, Лисин. Особенности организации дошкольного образования в КНР / Лисин Чжан // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 95-104.

16. Чжао, Хайянь. Исследование о дошкольном образовании в народной культуре : дис. … канд. пед. наук / Чжао Хайянь. - Юго-Западный университет, 2012.

17. Чжао, Шуфан. Исследование значимости и стратегии включения народных ремесел в учебную программу детского сада : дис. … магистра / Чжао Шуфан. - Юго-Западный университет, 2010.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Ван Ш. ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):115-121. https://doi.org/10.26170/po20-06-13

For citation:


Kuprina N.G., Wang S. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF CHINESE STUDENTS TRAINING FOR THE CREATION OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):115-121. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-13

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)