Preview

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ МОДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

https://doi.org/10.26170/po20-06-10

Полный текст:

Аннотация

Отмечено, что в условиях быстрой цифровизации всех сторон общественного уклада, когда сложные процессы могут быть запущены нажатием кнопки решением человека, многократно повышается степень ответственности каждого члена общества за свои решения и действия. Мерой этой ответственности становится функциональная грамотность, важным компонентом которой является предметная функциональная математическая грамотность как способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI в. По мнению авторов, действенным инструментом формирования математической грамотности студентов в контексте будущей профессии, предшествующим систематическому изучению методов прикладного профессионально - ориентированного математического моделирования, является решение специально подобранных модельных профессионально - ориентированных задач (МПОЗ). В частности это важно при обучении будущих медицинских работников, где возможности и эффективность применения математических методов явно недооценены. Подчеркнуто, что решение задачи формирования математической грамотности школьников и студентов не может быть достигнуто без решения задачи подготовки преподавателя математики, способного мотивировать обучающихся к углубленному изучению математики с учетом будущей, предполагаемой или избранной профессиональной деятельности. В рамках реализации образовательной программы среднего профессионального образования медицинского профиля (СПО МП) в статье обсуждаются вопросы, связанные с применением модельных профессионально - ориентированных задач физико - математического, информационного, экономического, и др. содержания. Такие задачи оцениваются как средство достижения образовательного результата, выраженного в формировании и развитии профессионального интеллекта и компетенций у студентов СПО МП по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика».

Об авторах

В. Ю. Бодряков
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. Ю. Епанчинцев
Свердловский областной медицинский колледж
Россия


А. С. Кузнецова
Свердловский областной медицинский колледж
Россия


Список литературы

1. Анищенко, В. А. Профессионально-ориентированные задачи как фактор развития мотивации достижений при подготовке бакалавров-строителей / В. А. Анищенко, О. А. Сорокина. - URL: https://science-education.ru/pdf/2015/6/270.pdf. - Текст : электронный.

2. Атрощенко, С. А. Математические модели профессионально ориентированных задач / С. А. Атрощенко, С. В. Феклистов // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1 (80.1). - С. 153-155.

3. Бодряков, В. Ю. Когнитивно-деятельностный подход в обучении математике / В. Ю. Бодряков // Когнитивные исследования в образовании : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. С. Л. Фоменко ; общ. ред. Н. Е. Поповой. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - С. 101-108.

4. Бодряков, В. Ю. Структура интеллекта по Гарднеру выпускников-математиков УрГПУ-2020: факты, прогнозы, рекомендации / В. Ю. Бодряков // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5.

5. Бодряков, В. Ю. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов как инструменты формирования профессиональных компетенций студентов и академической репутации вуза / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 154-158.

6. Бодряков, В. Ю. Квадратичная функция как мотивирующий инструмент решения экстремальных задач / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков, Д. А. Ударцева // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 55-63.

7. Бодряков, В. Ю. Проблемы качества математического образования в педагогическом вузе и пути их решения / В. Ю. Бодряков, Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 15-27.

8. Бодрякова, А. Н. Изучение структуры интеллекта педагогов сельского детского сада как инструмент поиска путей повышения эффективности дошкольной образовательной программы / А. Н. Бодрякова, В. Ю. Бодряков // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 38-45.

9. Бочкарева, О. В. О роли профессионально ориентированных задач в обучении математике / О. В. Бочкарева, О. В. Снежкина, М. А. Сироткина // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - С. 877-879.

10. Гаврилюк, В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 16-24.

11. Горбузова, М. С. Контекстные задачи как средство интеграции содержания предметных областей математики, физики и информатики / М. С. Горбузова, С. А. Коробкова, Т. К. Смыковская [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 585.

12. Горбунова, Н. Ю. Использование профессионально ориентированных задач математического моделирования при обучении студентов инженерного направления / Н. Ю. Горбунова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8, № 4. - С. 86-100.

13. Далингер, В. А. Контекстные задачи как средство реализации прикладной направленности школьного курса математики / В. А. Далингер // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10-1. - С. 112-113.

14. Дарбасова, Л. А. Профессионально-ориентированные задачи по математике как средство формирования профессиональной компетентности студентов / Л. А. Дарбасова // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 2. - С. 6-9.

15. Епанчинцев, М. Ю. Модельные профессионально-ориентированные задачи как средство формирования профессионального интеллекта и компетенций у студентов СПО медицинского профиля / М. Ю. Епанчинцев, А. М. Смолер, В. Ю. Бодряков // Обучение в современной школе : сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам / Уральский гос. пед. ун-т ; отв. редактор О. П. Мерзлякова. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - С. 60-67.

16. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : книга для учителя / О. Б. Епишева. - М. : Просвещение, 2003. - 223 с.

17. Ершова, О. Н. Сборник задач по математике на тему: «Применение математических методов решения прикладных задач в медицине» (2 курс) / О. Н. Ершова. - Райчихинск : Амурский медицинский колледж, 2015. - 28 с.

18. Жаукенова, Б. А. Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики / Б. А. Жаукенова // Педагогическая наука и практика. - 2016. - № 1 (11). - C. 62-67.

19. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 125-129.

20. Коваленко, Е. М. Особенности когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития студентов среднего медицинского учебного заведения : дис. … канд. психол. наук / Коваленко Е. М. - М. : Московский гос. открытый пед. ун-т, 2005. - 178 с.

21. Козлова, В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы / В. Ю. Козлова. - Текст : электронный // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 8. - URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961.

22. Колесов, В. В. Математика для медицинских вузов: задачи с решениями : учеб. пособие / В. В. Колесов, М. Н. Романов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 313 с.

23. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике : в 2-х частях: Ч. 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. Ч. 2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач / Ю. М. Колягин. - М. : Просвещение, 1977. - 122 с. (Ч. 1). - 144 с. (Ч. 2).

24. Кондаурова, И. К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» / И. К. Кондаурова // БГЖ. - 2016. - № 4 (17). - С. 247-250.

25. Кондаурова, И. К. Профессионально ориентированное обучение математике в медико-биологическом лицее / И. К. Кондаурова, Е. Х. Батеева // Научен вектор на Балканите. - 2019. - Т. 3, № 1 (3). - С. 39-42.

26. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.

27. Кулюткин, Ю. Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. - 1997. - № 9. - С. 3-7.

28. Мечик, С. В. Подготовка студентов технических вузов к анализу и оценке химико-технологического процесса на основе междисциплинарной интеграции математики и дисциплин профессионального цикла / С. В. Мечик, И. Г. Липатникова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 125-132.

29. Мишенина, О. В. Прикладная направленность математического курса как средство формирования профессиональной компетентности будущего специалиста / О. В. Мишенина, Е. А. Ощепкова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 47-50.

30. Николаева, И. В. Требования к разработке профессионально ориентированных задач при обучении математике в колледже / И. В. Николаева, Д. А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 4 (19). - С. 44-46.

31. Николаева, И. В. Профессионально ориентированные задачи как средство реализации междисциплинарных связей при обучении математике в колледже технического профиля / И. В. Николаева, Д. А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 5 (20). - С. 34-37.

32. Оболдина, Т. А. Развитие функционально-графической грамотности учащихся в процессе реализации межпредметных связей дисциплин естественно-математического направления / Т. А. Оболдина, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования (МНКО). - 2018. - № 2 (69). - C. 210-212.

33. Пичугина, П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов : дис. … канд. пед. наук / Пичугина П. Г. - Н. Новгород : Волжская гос. инж.-пед. академия, 2004. - 142 с.

34. Профессиональный стандарт «Специалист по изготовлению медицинской оптики» : утв. пр. Минтруда и соцзащиты РФ от 03.11.2016 № 607н.

35. Прусова, Н. А. Использование профессионально ориентированных задач в обучении дискретной математике курсантов военного вуза / Н. А. Прусова // Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 1. - С. 118-122.

36. Санина, Е. И. Контекстные задачи по математике как средство развития функциональной грамотности обучающихся / Е. И. Санина, И. В. Насикан // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - № 1 (82). - C. 308-310.

37. Скоробогатова, Н. В. Наглядное моделирование профессионально-ориентированных задач в обучении математике студентов инженерных направлений технических вузов : дис.. канд. пед. наук : 13.00.02 / Скоробогатова Н. В. - Ярославль, 2006. - 183 с.

38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «31.02.04 - Медицинская оптика» : утв. пр. МОиН РФ от 11.08.2014 № 971. - URL: https://classinform.ru/fgos/31.02.04-meditcinskaia-optika.html. - Текст : электронный.

39. ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования). - URL: https://fioco.ru/Contents/ Item/Display/2201978. - Текст : электронный.

40. Халзанова, Е. Г. Сборник профессионально-ориентированных задач по математике / Е. Г. Халзанова. - Улан-Удэ : Изд-во ФГБОУ ВО «БГСХА», 2015. - 54 с.

41. Шмонова, М. А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в процессе обучения математике / М. А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - C. 88-94.

42. Эрентраут, Е. Н. Практико-ориентированные задачи как средство реализации прикладной направленности курса математики в профильных школах : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Эрентраут Е. Н. - Екатеринбург, 2005. - 24 с.

43. Frejd, P. Mathematical modelling as a professional task / P. Frejd, C. Bergsten // Educational Studies in Mathematics. - 2016. - Vol. 91, № 1. - P. 11-35.

44. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Multiple Intelligences / H. Gardner. - N.-Y. : Basic Books, 2011. - 474 p.

45. Helstad, K. Exploring teaching academic literacy in mathematics in teacher education / K. Helstad, T. D. Solbrekke, A. L. Wittek // Education Inquiry. - 2017. - Vol. 8, № 4. - P. 318-336.

46. Korolova, J. Applied Mathematics as an Improver of Analytical Skills of Students / J. Korolova, A. Zeidmane // The Proceedings of the International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality. - 2016. - Vol. 9. - P. 323-327.

47. Mavandadi, S. A mathematical framework for combining decisions of multiple experts toward accurate and remote diagnosis of malaria using tele-microscopy / S. Mavandadi, S. Feng, F. Yu, et al. // PloS one. - 2012. - Vol. 7, № 10. - P. e46192.

48. Mou, C. Advanced Mathematics Teaching Reform Research Based on the Perspective of Traditional Chinese Medicine Application / C. Mou // 4th International Conference on Social Science and Higher Education (ICSSHE 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). - 2018. - Vol. 181. - P. 41-44.

49. PISA-2021. Mathematics Framework. - URL: https://pisa2021-maths.oecd.org. - Text : electronic.

50. Shodi, M. Professional-oriented tasks as a means of implementing the principle of professional orientation of mathematics education in technical institutions of higher learning / M. Shodi // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. - Vol. 8, № 3. Part II. - P. 151-157.

51. Stein, M. K. Implementing standards-based mathematics instruction: A casebook for professional development / M. K. Stein. - N.-Y. : Teachers College Press, 2000. - 182 p.

52. Vágvölgyi, R. A Review about Functional Illiteracy: Definition, Cognitive, Linguistic, and Numerical Aspects / R. Vágvölgyi, A. Coldea, T. Dresler, et al. // Frontiers in Psychology. - 2016. - Vol. 7. Article 1617. - P. 1-13.


Для цитирования:


Бодряков В.Ю., Епанчинцев М.Ю., Кузнецова А.С. ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ МОДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):87-102. https://doi.org/10.26170/po20-06-10

For citation:


Bodryakov V.Yu., Epanchintsev M.Yu., Kuznetsova A.S. TRAINING IN SOLUTION OF MODEL PROFESSIONALLY-ORIENTED PROBLEMS AS A METHOD FOR FORMING MATHEMATICAL LITERACY OF STUDENTS IN MEDICAL COLLEGES. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):87-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-10

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)