Preview

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po20-06-09

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования - обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы - анализ и синтез психолого - педагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты - культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.

Об авторах

Ю. С. Дащенко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. А. Новоселов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Астахова, Л. В. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований / Л. В. Астахова, С. С. Лушникова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. - 2019. - № 1 (31). - С. 37-45.

2. Баринов, С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» / С. В. Баринов // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 4 (65) апрель. - C. 97-104.

3. Белякова, Е. Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская, А. И. Березенцева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 8. - С. 147-162.

4. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. - Текст : электронный // Психология. - Журнал ВШЭ. - 2014. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (дата обращения: 21.11.2020).

5. Кононов, О. А. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности / О. А. Кононов, О. В. Кононова. - Текст : электронный // Проблемы управления. - 2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-i-eticheskie-aspekty-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 21.11.2020).

6. Малых, Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Малых Т. А. ; Иркутский гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2008. - С. 4-67.

7. Никотина, Е. В. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Никотина Е. B. ; Ставр. гос. пед. ун-т. - Ставрополь, 2012. - С. 14-40.

8. Новоселов, С. А. Педагогические системы развития технического творчества в учреждении профессионального образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Новоселов С. А. ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - С. 127-134.

9. Опрос: «Взрослые и дети в интернете: цифровая грамотность». - Текст : электронный // Защита детей. - 2020. - URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_ cifrovaya_gramotnost (дата обращения: 21.11.2020).

10. Поляков, В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке / В. П. Поляков. - М. : ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. - С. 7.

11. Прихожан, А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А. М. Прихожан // Мир психологии. - 2010. - С. 135-141.

12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Начальное общее образование. - 2009. - С. 6, 9.

13. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон № 436-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2010 г. : одобрен Советом Федераций 24 дек. 2010 г.]. - URL: https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 10.11.2020). - Текст : электронный.

14. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты Всероссийского исследования / Г. У. Солдатова [и др.]. - Текст : электронный // Фонд развития Интернета. - М., 2013. - URL: http://www.ifap.ru/library/book536.pdf (дата обращения: 21.11.2020).

15. Children’s Internet Access at Home. - Text : electronic // National Center for Education Statistic. - 2020. - URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cch.pdf (mode of access: 04.07.2020).

16. Livingstone, S. Children’s online activities: risks and safety / S. Livingstone, J. Davidson, J. Bryce. - Text : electronic // The UK Council for Child Internet Safety. - 2017. - URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/759005/Literature_Review_Final_October_2017.pdf (mode of access: 21.11.2020).


Для цитирования:


Дащенко Ю.С., Новоселов С.А. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2020;(6):80-86. https://doi.org/10.26170/po20-06-09

For citation:


Dashenko Yu.S., Novoselov S.A. EDUCATION OF INFORMATION SECURITY AS A COMPONENT OF THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN’S CULTURE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):80-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-09

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)