Preview

ПОНЯТИЕ «ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ» В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

https://doi.org/10.26170/po20-06-05

Полный текст:

Аннотация

Понятие «любовь к детям» занимает одну из ведущих позиций в системе педагогических ценностей, так как является основой педагогического призвания. Принятие педагогом любви к детям является важнейшим условием гуманизации образовании, что отвечает потребностям современного общества и педагогической практики. Однако в условиях стандартизации, технологизации и цифровизации образования в педагогической среде все чаще высказываются противоречивые позиции специалистов разного профиля о значимости любви к детям в педагогической деятельности, сущностных характеристиках данного понятия. Возникает проблема отрицания значимости «любви к детям» как педагогической ценности и, как следствие этого, угроза потери студентами педагогического вуза важнейшего целевого ориентира, который позволяет им осознать собственную способность и потребность к дальнейшему осуществлению педагогической деятельности. Являясь по своей сути философско - педагогической категорией, понятие «любовь к детям» может рассматриваться только на основе сопоставления ведущих философских и педагогических взглядов и идей. В этой связи, возникает потребность в обосновании сущности понятия «любовь к детям» как педагогической ценности на основе выявления общих подходов в философских и педагогических исследованиях. Проведенный анализ классических трудов по философии и педагогике, а также современных диссертационных исследований позволил установить, что понятие «любовь к детям» может рассматриваться как нравственно - эстетическое чувство, главное нравственное требование педагогической этики, профессионально важное качество педагога и является педагогической ценностью. В данном понятии интегрируются философские представления о любви как общечеловеческой ценности, а также педагогические теории и концепции, утверждающие, что любовь близких взрослых является важнейшим условием и стимулом для саморазвития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. Основными формами проявления педагогом любви к детям являются доброта, забота, ответственность, уважение, готовность к самоотдаче, потребность познать ребенка, быть и оставаться рядом, содействовать развитию его личности. Отрицание педагогом ценности любви к детям меняет его педагогическую позицию с гуманистической на авторитарную, что противоречит современным требованиям к образованию. Результаты анкетирования студентов Уральского государственного педагогического университета свидетельствуют о том, что созданные в вузе условия способствуют принятию студентами любви к детям как педагогической ценности.

Об авторах

Ю. А. Верхотурова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Донгаузер
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. В. Ясинских
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей / Ш. А. Амонашвили. - URL: http//www.bachelor.kz/cms/ uploads/files/Amonashvili_Sh_A__Kak_lyubit_detey.pdf (дата обращения: 12.11.2020). - Текст : электронный.

2. Базарова, М. В. Любовь как смысложизненная ценность : автореф. дис. … канд. филос. наук / Базарова М. В. - Ставрополь, 2008. - 23 с.

3. Бим-Бад, Б. М. Любовь как категория педагогической антропологии / Б. М. Бим-Бад. - URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=8&binn_rubrik_pl_articles=101 (дата обращения: 10.11.2020). - Текст : электронный.

4. Верхотурова, Ю. А. Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен / Ю. А. Верхотурова, Ю. Н. Галагузова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 3. - С. 62-67.

5. Гомонова, Т. А. Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя : дис. … канд. пед наук / Гомонова Т. А. - Оренбург, 2000. - 204 с.

6. Иванов, М. Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса : дис. … канд. пед. наук / Иванов М. Г. - Белгород, 1999. - 265 с.

7. Казанский, О. А. Педагогика как любовь / О. А. Казанский. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 134 с.

8. Кафаров, Т. Э. Любовь как общечеловеческая ценность и духовная потребность / Т. Э. Кафаров // Научная мысль Кавказа. - 2017. - № 1. - С. 36-42.

9. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М. : АСТ, 2014. - 480 с.

10. Никитина, Н. Н. Педагогические лики и трансформация любви. Педагогика Культуры / Н. Н. Никитина. - URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/po-rubrikam-3/professiya-uchitel/nikitina-n-n-pedagogicheskie-liki-i-transformatsii-lyubvi (дата обращения: 01.11.2020). - Текст : электронный.

11. Основы педагогики : учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 272 с.

12. Сечина, К. А. Смыслы понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века : дис.. канд. пед. наук / Сечина К. А. - СПб., 2011. - 185 с.

13. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Академия, 2004. - 576 с.

14. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / В. А. Сухомлинский ; сост. Г. Д. Глейзер. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - URL: https://roerich-lib.ru/index.php/sukhomlinskij/ 5228-glava-1-shkola-dolzhna-lyubit-rebenka-togda-on-polyubit-shkolu (дата обращения: 15.11.2020). - Текст : электронный.

15. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. - Минск : Полифакт, 1990. - 271 с.

16. Цепелева, Н. В. Любовь как ценность в философии Н.О. Лосского / Н. В. Цепелева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - Ч. I. - C. 192-195.


Для цитирования:


Верхотурова Ю.А., Донгаузер Е.В., Ясинских Л.В. ПОНЯТИЕ «ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ» В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):45-52. https://doi.org/10.26170/po20-06-05

For citation:


Verkhoturova Yu.A., Dongauser E.V., Yasinskikh L.V. THE CONCEPT “LOVE FOR CHILDREN” IN THE PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL DISCOURSE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-05

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)