Preview

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

https://doi.org/10.26170/po20-06-03

Полный текст:

Аннотация

Целью настоящей статьи является обзор современных законодательных нововведений в области высшего образования и оценка их перспективности для инновационного развития университетов. Для оперативного реагирования на изменения социальных потребностей к подготовке специалистов, особенно медицинского профиля, в условиях сложной эпидемиологической ситуации необходимо ослабление жесткой регламентации образовательной деятельности сверху и расширение автономии университетов. Важной тенденцией изменений законодательства в сфере высшего образования является создание условий для стимулирования самостоятельности университетов и развития процессов самоорганизации в условиях пандемии COVID - 19. Реформа регуляторной деятельности и применение риск - ориентированного подхода при организации государственного регулирования образовательной деятельности позволит перейти от тотального контроля к дифференцированному и даст возможность преодолеть избыточность проверочных процедур, снять бремя ограничений при разработке и внедрении актуальных проектов и сетевого взаимодействия. Кооперация научных и образовательных организаций с потенциальными работодателями влияет на качество подготовки выпускников в соответствии с компетентностной моделью обучения, что отвечает национальным интересам и запросам на современную медицину. Важно понимать, что стрессовые условия, в которых оказались университеты в связи с быстрым переходом на дистанционный формат взаимодействия, задают принципиально новую модель развития университетов, противоречащую принципам кибернетического характера управления, но поддающуюся моделированию на основе социально - синергетической парадигмы. Применение социально - синергетической парадигмы позволяет перенести акцент с исследования организационной определенности систем образования на процессы их самоорганизации. Важным принципом самоорганизующихся моделей является следующее положение: организация значительно усиливает свою эффективность, если организационная составляющая ее социальной динамики открыта самоорганизационным процессам. Именно этой цели должно служить смягчение правовой регламентации и стимулирование университетов к самостоятельному поиску эффективных решений в условиях неопределенности прогноза распространения новой коронавирусной инфекции COVID - 19. Адекватная современным вызовам политика реформирования государственного регулирования образовательной деятельности открывает новые горизонты для инновационного развития университетов и дает возможность для их гибкого реагирования в условиях быстро меняющейся ситуации.

Об авторах

Н. Л. Шкиндер
Уральский государственный медицинский университет
Россия


С. И. Глухих
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Александров, О. В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования / О. В. Александров // Торговая политика. - 2019. - № 1/17. - С. 107-119.

2. Брылякова, М. П. Беспрецедентная по масштабу реформа / М. П. Брылякова // Аккредитация в образовании. - 2020. - № 4 (120). - С. 19-27.

3. Зеер, Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 26-39. - DOI: 10.26170/po20-03-03.

4. Мартынов, А. В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности / А. В. Мартынов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 5. - С. 143-165.

5. Новости. Аккредитация в образовании. - 2020. - № 4 (120). - С. 6.

6. Паспорт национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности» от 18 сентября 2020 г. № 1490 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 39. - Ст. 6067.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации.,Научно-технологическое развитие Российской Федерации“» от 29 марта 2019 г. № 377 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 15 (часть III). - Ст. 1750 с изм. и доп. в ред. от 31.03.2020.

9. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» от 22 марта 2019 г. № 21н. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст : электронный.

10. Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России «О практической подготовке обучающихся» от 05 августа 2020 г. № 885/390. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст : электронный.

11. Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» от 05 августа 2020 г. № 882/391. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст : электронный.

12. Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 30 июля 2020 г. № 845/369. - URL: http://www.pravo.gov.ru. Текст : электронный.

13. Программа стратегического академического лидерства. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/ press-center/card/?id_4=2875 (дата обращения: 17.10.2020). - Текст : электронный.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489 с изм. и доп. в ред. от 28.09.2018.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 7 (часть II). - Ст. 702 с изм. и доп. в ред. от 31.08.2019.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 23. - Ст. 3357.

17. Сапунов, М. Б. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) / М. Б. Сапунов, Х. Г. Тхагапсоев // Высшее образование в России. - 2018. - № 7. - С. 20-27.

18. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58. - DOI: 10.26170/po20-03-05.

19. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 16-26. - DOI: 10.26170/po20-04-02.

20. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 30. - Ст. 4884.

21. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 01 декабря 2016 г. № 642 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 49. - Ст. 6887.

22. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.

23. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. - URL: https://drive.google.com/file/d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view (дата обращения: 17.10.2020). - Текст : электронный.

24. Усольцев, А. П. Диагностичные цели образования: проблемы, стратегии и возможные решения / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало, Е. П. Антипова // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 8. - С. 11-40. - DOI: 10.17853/1994-5639-2020-8-11-40.

25. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон.,Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 декабря 2019 г. № 403-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 49 (часть V). - Ст. 6962.

26. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон.,Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 31 (часть I). - Ст. 5063.

27. Цяо, Ланьцзюуй. Исследование цифровой трансформации российских региональных вузов в современных условиях / Цяо Ланьцзюуй // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 59-66. - DOI: 10.26170/po20-03-06.

28. Шкиндер, Н. Л. Институционализация социального обслуживания пожилых людей в современной России: теоретические и методологические основы социологического анализа / Н. Л. Шкиндер ; Уральский государственный медицинский университет. - Екатеринбург, 2012.


Для цитирования:


Шкиндер Н.Л., Глухих С.И. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):22-30. https://doi.org/10.26170/po20-06-03

For citation:


Shkinder N.L., Glukhih S.I. HIGHER EDUCATION: LEGISTATIVE INNOVATIONS AND NEW HORIZONS OF OPPORTUNITIES. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-03

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)