Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-05-20

Полный текст:

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, развитие у них эстетического вкуса на основе ценных и значимых для общества культурных эталонов. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях дополнительного образования обладают занятия по истории костюма, учитывающие интересы старших подростков и способствующие формированию у них нравственно - эстетических эталонов как основы для проявления вкусовых предпочтений в продуктах творчества. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал обращения к истории костюма в развитии эстетического вкуса у подростков, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации в условиях дополнительного образования. Методологической основой статьи являются теоретические положения о социальной природе эстетического вкуса, тесно связанного с ценностными ориентирами человеческой деятельности (М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев); идеи социокультурного подхода в трактовке моды на одежду (И. В. Антоненко, Т. С. Бастрыкина, А. Белик, В. М. Липская, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Шубин). В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию эстетического вкуса у подростков в процессе изучения истории костюма (историзма, спирального выстраивания материала, индивидуально - личностного развития) и соответствующих им методов, нацеленных на актуализацию личностного опыта и развитие способности к анализу явлений моды в одежде как выражения образа жизни и нравственно - эстетических ценностей времени. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития эстетического вкуса у современных подростков в условиях дополнительного образования, связанные с применением методов педагогики художественного образования. Это метод стилевого моделирования, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (способствующие формированию в сознании обучающихся целостной картины художественной культуры, представлений о связи эталонов красоты с нравственными ценностями эпохи); метод художественных проектов, метод создания ситуаций уподобления герою произведения (направленные на актуализацию личностного опыта обучающихся), разнообразные интерактивные методы, позволяющие обучающимся выражать свои субъективные позиции и отстаивать собственные вкусовые предпочтения.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. А. Крапивина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Антоненко, И. В. Социальная психология моды / И. В. Антоненко, И. Н Карицкий // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-2 (39). - С. 105-111.

2. Белик, А. Эстетика и современность (очерк некоторых актуальных проблем) / А. Белик. - М. : Изд-во политической литературы, 1967. - 223 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

4. Каган, М. С. Вопросы истории и теории эстетики / М. С. Каган. - Л. : ЛГУ, 1974. - 215 с.

5. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. - М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 232 с.

6. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. - М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 10 с.

7. Концепция развития дополнительного образования детей. - URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36940.html. - Текст : электронный.

8. Кудрявцева, М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Кудрявцева М. Е. ; Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. - СПб., 2000. - 220 с.

9. Куприна, Н. Г. Цифровые технологии в освоении китайскими студентами музыкальных стилей европейской культуры / Н. Г. Куприна, Ш. Ван, Ю. Гуань. - Текст : электронный // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education History, Trends and Prospects» (DETP 2020). - URL: https://www.atlantis-hress.com/proceedings /dept-20.

10. Липская, В. М. Костюм как «Манифестация» личности / В. М. Липская // Санкт-Петербургское философское общество. - 2014. - № 21. - С. 62-71.

11. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. - Киев : Collegium ; Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 288 с.

12. Рявкин, Д. В. Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Рявкин Д. В. ; Московский государственный педагогический университет. - М., 2013. - 260 с.

13. Национальная доктрина об образовании до 2025 года : одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000. - URL: http://www.karavella.nios.ru/DswMedia/ nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (дата обращения: 01.02.2020). - Текст : электронный.

14. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

15. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - URL: https://pravobraz.ru/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya. - Текст : электронный.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Крапивина И.А. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):170-176. https://doi.org/10.26170/po20-05-20

For citation:


Kuprina N.G., Krapivina I.A. DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN TEENAGERS IN THE CLASSES ON THE HISTORY OF COSTUME AT THE INSTITUTION OF THE ADDITIONAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):170-176. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-20

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)