Preview

О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ

https://doi.org/10.26170/po20-05-18

Полный текст:

Аннотация

В статье затрагивается глобальная проблема совершенствования и модернизации системы профессиональных квалификаций в России. Данное направление в последние годы определено правительством Российской Федерации как приоритетное в сфере образования и взято под контроль президентскими структурами и лично В. В. Путиным. Далее, определяя проблемное поле исследования, авторы указывают на важность пересмотра подходов к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в системе специального и инклюзивного образования. Для создания таких основных и дополнительных профессиональных программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи. Также основополагающим аспектом представляются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно - правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям детей с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. В статье указывается, что на современном этапе среди приоритетных направлений выделяется подготовка педагогов и специалистов психолого - педагогического сопровождения для системы оказания ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям. Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррекционно - развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития. Задержка коммуникативного развития характерна для любой категории детей с особыми образовательными потребностями, что обусловливает пересмотр существующих тенденций организации диагностических и коррекционно - развивающих мероприятий в рамках оказания логопедической помощи детям первых лет жизни. В статье рассматривается инновационная технология оценки уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с различными отклонениями развития, и кратко определяются стратегии последующей логопедической работы по формированию основ общения в зависимости от уровня коммуникативных возможностей детей. Данная технология представляется важным прогрессивным дополнением в рамках программ подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации, что апробировал в данном направлении институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Данная технология включена в программы магистратуры, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации данного образовательного учреждения высшего звена, что дало возможность расширить профессиональные компетенции обучающихся. Подводя итог, авторы подчеркивают важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества.

Об авторах

Н. Ю. Григоренко
Московский городской педагогический университет
Россия


Ю. Е. Вятлева
Лаборатория специального обучения и воспитания, ООО «Логомаг»
Россия


Ю. А. Покровская
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Волковская, Т. Н. К вопросу совершенствования профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т. Н. Волковская // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 8. - С. 42-43.

2. Вятлева, Ю. Е. Актуальные вопросы организации логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи / Ю. Е. Вятлева // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации : сб. научн. ст. по материалам международной научно-практической конференции. - М. : Парадигма, 2019. - С. 62-72.

3. Вятлева, Ю. Е. Проблема взаимосвязи и преемственности деятельности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации отечественной системы образования / Ю. Е. Вятлева, В. С. Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. - М. : Логомаг, 2014. - Вып. 1. - С. 60-67.

4. Григоренко, Н. Ю. Актуальные проблемы подготовки и профпереподготовки логопедов в условиях реформирования системы образования / Н. Ю. Григоренко // Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. - М. : Парадигма, 2019. - С. 88-94.

5. Григоренко, Н. Ю. Основные аспекты диагностики коммуникативных возможностей детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии / Н. Ю. Григоренко // Раннее и дошкольного образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : cб. науч. ст. по мат-лам научно-практ. конф. (22-23 марта 2017 г.) / сост.: О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. С. Павлова. - М. : Парадигма, 2017. - С. 75-80.

6. Григоренко, Н. Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием : монография / Н. Ю. Григоренко ; под ред. Ю. Е. Вятлевой. - М. : Логомаг, 2020. - 336 с.

7. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М. : Сфера, 2003. - 176 с.

8. Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ). Глава 1. Общие положение. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

9. Концепция Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская [и др.]. - М. : Просвещение, 2013. - 42 с. - (Стандарты второго поколения).

10. Национальное Агентство Развития Квалификаций. (Новости. 26.07.2019) Владимир Путин пообещал уделять личное внимание теме развития профессиональных квалификаций. - URL: https://nark.ru/news/vladimir-putin-poobeshchal-udelyat-lichnoe-vnimani.php (дата обращения: 27.09.2020).

11. Покровская, Ю. А. Современные требования к профессиональной подготовке учителей-логопедов / Ю. А. Покровская // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушениями речи : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - С. 69-76.

12. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/56957 (дата обращения: 22.03.2019).

13. Приходько, О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / О. Г. Приходько // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов / научные редакторы И. А. Филатова, А. В. Кубасов. - Екатеринбург, 2013. - С. 12-18.

14. Приходько, О. Г. Комплексное диагностическое обследование детей раннего возраста / О. Г. Приходько // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. по материалам междунар. научно-практ. конф. (18-20 апр. 2013 г.) / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГБОУ ВПО МГПУ), Ин-т спец. образования и комплекс. реабилитации ; сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. - М., 2013. - С. 129-135.

15. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.


Для цитирования:


Григоренко Н.Ю., Вятлева Ю.Е., Покровская Ю.А. О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):154-161. https://doi.org/10.26170/po20-05-18

For citation:


Grigorenko N.Yu., Vyatleva Yu.E., Pokrovskaya Yu.A. ABOUT INTRODUCTION OF PROGRESSIVE ADDITIONS TO PROGRAMS OF TRAINING, PROFESSIONAL RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL FOR THE SYSTEM OF EARLY ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DISABILITIES. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):154-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-18

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)