Preview

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.26170/po20-05-17

Полный текст:

Аннотация

Обращение авторов к проблеме формирования и становления культурной идентичности детей - билингвов в социокультурных условиях XXI в. обусловлено рядом факторов. Во - первых, билингвизм и полилингвизм - распространенные повседневные практики, ставшие неотъемлемой частью жизни современного человека. Во - вторых, родители заинтересованы в том, чтобы ребенок владел двумя и более языками, что в будущем позволит адаптироваться в поликультурной среде и успешно выстраивать коммуникацию. В - третьих, обучение нескольким языкам с раннего детства имеет свою специфику, т. к. мышление и речь би - и полилингвальных детей отличается от мышления и речи монолингвов. Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть, как происходит формирование культурной идентичности детей - билингвов с учетом психолого - педагогических особенностей (через освоение языковой картины мира, речевые и игровые практики, погружение в полиязычную среду, общение со значимым взрослым - родителем, который становится для ребенка и педагогом). Авторы обращаются к анализу лингвистической, культурологической, психологической литературы. Метод описания используется в качестве основного и необходим для представления культурной идентичности детей - билингвов, а также для выявления психолого - педагогических особенностей билингвизма, оказывающего влияние на формирование культурной идентичности детей. В тексте особое внимание авторов сосредоточено на том, что ребенок не просто изучает/учит второй и т. д. язык, а погружается в поликультурную среду, где 2 и более языков являются равноправными. Организаторами ее становятся взрослые (как правило, родители), которые в условиях повседневности и обеспечивают полилингвальное освоение действительности через игру, общение, бытовые ситуации и т. д. Мышление и речь ребенка - билингва развиваются несколько иначе, чем у монолингвов, и это необходимо учитывать при целенаправленном обучении языкам.

Об авторах

Ю. Р. Ефремова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. А. Симбирцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева, С. В. Билингвизм и его аспекты / С. В. Андреева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2009. - № 3. - С. 34-38.

2. Белл, Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р. Т. Белл. - М. : Международные отношения, 1980. - 318 c.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1934. - 325 с.

4. Галавова, Г. В. Роль многоязычия в диалоге культур в XXI веке / Г. В. Галавова, В. В. Теганюк // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12, вып. 8. - C. 199-202.

5. Ефременко, Л. В. Изучение билингвизма на современном этапе и особенности детского билингвизма / Л. В. Ефременко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 3. - С. 181-186.

6. Завьялова, Н. А. Культурно-коммуникативные формулы как отражение цивилизационных картин мира : автореф. дис. … д-ра культурологии / Завьялова Н. А. - М., 2018. - 40 с.

7. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

8. Кудрявцев, В. Т. Освоение культуры - творческий процесс / В. Т. Кудрявцев // СДО. - 2008. - № 1. - С. 22-32.

9. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М. : Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.

10. Покаместова, А. П. Многоязычие как один из путей межкультурного взаимодействия в условиях интернационализации / А. П. Покаместова // Гуманитарный научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 15-16.

11. Протасова, Е. Ю. Многоязычие в детском возрасте / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. - 3-е изд. - СПб. : Златоуст, 2013. - 274 с.

12. Салихова, Э. А. Основы психолингвистики : экстерн-пособие / Э. А. Салихова. - 2 изд., стер. - М. : Флинта, 2018. - 103 с.

13. Тамерьян, Т. Ю. Взаимодействие культур в сознании билингвов / Т. Ю. Тамерьян // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2010. - № 12. - С. 61-72.

14. Цейтлин, С. Н. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия / С. Н. Цейтлин, Г. Н. Чиршева, Т. В. Кузьмина. - СПб. : Златоуст, 2015. - 140 с.

15. Чиршева, Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г. Н. Чиршева. - СПб. : Златоуст, 2012. - 488 с.

16. Штайнер, Н. Иностранный как родной: помогите вашему ребенку освоить сразу два языка / Н. Штайнер, С. Хейз ; пер. с англ. А. Андреева. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 224 с.

17. Barron-Hauwaert, S. Language Strategies for Bilingual Families: The One-parent-one-language Approach / S. Barron-Hauwaert. - Clevedon : Multilingual Matters, 2004. - P. xv/ 220.

18. Berkes, M. Conversion of Mild Cognitive Impairment to Alzheimer Disease in Monolingual and Bilingual Patients / M. Berkes, E. Bialystok, F. Craik, et al. - URL: https://journals.lww.com/alzheimerjournal/Abstract/ publishahead/Conversion_of_Mild_Cognitive_Impairment_to.99309.aspx (mode of access: 20.03.2020). - Text : electronic.

19. Higby, E. Losing a first language to a second language / E. Higby, L. Obler. - Text : electronic // The Cambridge Handbook of Bilingual Processing / ed. by J. Schwieter. - Cambridge : Cambridge University Press, 2015. - URL: https://www.cambridge.org/core/books/cambridge-handbook-of-bilingual-processing/losing-a-first-language-to-a-second-language/1A43C56C3178F54EE3888382B15FAAAC (mode of access: 15.06.2020).

20. Isurin, L. Deserted island or a child’s first language forgetting / L. Isurin. - Text : electronic // Bilingualism: Language and Cognition. - 2000. - № 3 (2). - P. 151-166. - URL: https://www.cambridge.org/ core/journals/bilingualism-language-and-cognition/article/deserted-island-or-a-childs-first-language-forgetting/20ABECB1BB396C4E30F02FFB92BB0DF3 (mode of access: 15.06.2020).

21. Ronjat, J. Le développement du langage observé chez un enfant bilingue / J. Ronjat. - Paris : Champion, 1913. - 155 p.

22. Suvarna, A. Bilingualism delays age at onset of dementia, independent of education and immigration status / A. Suvarna, T. H. Bak, V. Duggirala, et al. - URL: https://n.neurology.org/content/81/22/1938 (mode of access: 20.03.2020). - Text : electronic.


Для цитирования:


Ефремова Ю.Р., Симбирцева Н.А. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):146-153. https://doi.org/10.26170/po20-05-17

For citation:


Efremova Yu.R., Simbirtseva N.A. CULTURAL IDENTITY OF BILINGUAL CHILDREN: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):146-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-17

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)