Preview

БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

https://doi.org/10.26170/po20-05-15

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования буллинга в школьной среде обусловлена масштабностью и злободневностью данного явления во всем мире, а также появлением новых, ранее не исследованных характерных форм и черт. Методология и методика. Работа проведена в рамках двух методологических подходов: символического интеракционизма, а также психологии и социологии девиантности. Результаты и научная новизна. Уточнено понятие буллинга и его структуры. Проведен сравнительный анализ многочисленных российских исследований психологов и социологов, а также анализ зарубежных исследований буллинга, которые демонстрируют процесс перерастания единичных фактов насилия и агрессии в такое явление, как буллинг. Этому способствуют высокий уровень атомизации общества, потеря межличностного и межгруппового доверия, а также дисфункции социальных институтов. В статье описаны особенности проявления буллинга в настоящее время и предложены меры по предотвращению насилия в школьном коллективе.

Об авторах

И. Д. Белеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. А. Заглодина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Л. Э. Панкратова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Н. Б. Титова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. - СПб. : Союз, 2002. - 272 с.

2. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и социальный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 149-159.

3. Бочавер, А. А. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 146-157.

4. Ваасдорп, Т. Э. Десятилетние тенденции в издевательствах и связанных с ними отношениях у детей от 4 до 12 лет / Т. Э. Ваасдорп, Э. Т. Пас, Б. Заболоцкий [и др.]. - Текст : электронный // Педиатрия. - 2017. - № 139 (6). - DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-2615. - URL: www.pediatrics.org/cgi/doi/ 10.1542/peds.2016-2615 (дата обращения: 20.07.2020).

5. Гусейнова, Е. А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку / Е. А. Гусейнова, С. Н. Ениколопов. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6, № 2. - С. 246-256. - URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 20.07.2020).

6. Ениколопов, С. Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) / С. Н. Ениколопов. - Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. - URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/ 36278_full.shtml (дата обращения: 20.07.2020).

7. Кон, И. С. Мальчик - отец мужчины / И. С. Кон. - 2009. - URL: http://books.vremya.ru/books/ 1075-igor-kon-malchik-otec-muzhchiny.html (дата обращения: 20.07.2020). - Текст : электронный.

8. Кутявина, Е. Е. Проблема насилия в школе глазами учителей / Е. Е. Кутявина, А. В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2013 - № 4 (32). - С. 45-50.

9. Макарова, Ю. Л. Теоретические подходы к определению буллинга / Ю. Л. Макарова // Научный форум: Педагогика и психология. - 2017. - № 8 (10). - URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/x/25088 (дата обращения: 20.07.2020).

10. Материалы к проекту «Скажем буллингу.,Нет!“» (программа профилактики буллинга в образовательной организации). - Текст : электронный // XVIII Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2016 года. - URL: http://psy.su/psyche/projects/1813 (дата обращения: 20.07.2020).

11. Наджам, Х. Влияние издевательств на поведение учащихся / Х. Наджам, С. Кашиф. - Текст : электронный // Журнал исследований и развития медицинского образования. - 2018. - DOI: 10.4172/2380-5439.1000261. - URL: https://www.omicsonline.org/open-access/impact-of-bullying-on-students8217-behavioral-engagement-2380-5439-1000261-102544.html (дата обращения: 20.07.2020).

12. Неравенство в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. - Текст : электронный // Международный отчет по результатам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» 2013-2014 гг. - URL: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (дата обращения: 20.07.2020).

13. Петросянц, В. Р. Психологические характеристики старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде / В. Р. Петросянц. - Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2010. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18076185& (дата обращения: 20.07.2020).

14. Собкин, В. С. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / В. С. Собкин, М. М. Смыслова // Социальная психология и общество. - 2014. - Т. 5, № 2. - С. 71-86.

15. Соловьев, Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Соловьев, Д. Н. - Тюмень, 2015. - 26 c.

16. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка. - Текст : электронный // Социс. - 2001. - № 1. - URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/01-2001/Shtompka.pdf (дата обращения: 20.07.2020).

17. Cantone, E. Interventions on bullying and cyberbullying in schools / E. Cantone, A. Piras, M. Vellante, et al. - Text : electronic // A Systematic Review. - DOI: 10.2174/1745017901511010058. - URL: https://clinical-practice-and-epidemiology-in-mental-health.com/VOLUME/11/PAGE/58/FULLTEXT/ (mode of access: 20.07.2020).

18. Carra, C. Les violences à l’école primaire vues par les élèves: une face peu connue du phénomène / C. Carra, A. Garnier, C. Col, et al. // Spirale - Revue de recherches en éducation. - 2006. - № 37. - P. 49-62.

19. Etude sur la violence à l’école en République de Djibouti. - Djibouti - Bordeaux : UNICEF et Observatoire Européen de la Violence en Milieu Scolaire. - URL: http://www.violence-ecole.ulaval.ca/fichiers/site_chaire_cbeaumont/docu-ments/Premier_nume_ro_Revue_IJSCVP-Juillet_2016.pdf (mode of access: 20.07.2020). - Text : electronic.

20. Foody, M. Considering mindfulness techniques in school-based anti-bullying. Programmes / M. Foody, S. Muthanna. - Text : electronic // Journal of New Approaches in Educational Research. - 2018. - № 7 (1). - DOI: 10.7821/naer.2018.1.253. - URL: https://naerjournal.ua.es/article/view/v7n1-1.

21. Hymel, S. Four decades of research on school bullying: An introduction / S. Hymel, S. M. Swearer // American Psychologist. - 2015. - № 70 (4). - P. 293-299. - DOI: https://doi.org/10.1037/a0038928.

22. Kimon, A. Bullying behaviors in children and adolescents: “An Ongoing Story” / A. Kimon, E. Andrie, M. Janikian, et al. - 2014. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24575396 (mode of access: 20.07.2020). - Text : electronic.

23. Pappas, S. Social media cyber bullying linked to teen depression. Victims tend to suffer in silence, making it difficult for parents to identify and address the problem / S. Pappas. - Text : electronic // Scientific American. LiveScience. - 2015. - URL: https://www.scientificamerican.com/article/social-media-cyber-bullying-linked-to-teen-depression/ (mode of access: 20.07.2020).

24. Wilson, S. J. School-based interventions for aggres-sive and disruptive behavior: lectures critiques et innovations méthodologiques / S. J. Wilson, M. W. Lipsey. - Text : electronic // Déviance et société. - 2004. - Vol. 28, № 3. - P. 317-336. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17675014 (mode of access: 20.07.2020).


Для цитирования:


Белеева И.Д., Заглодина Т.А., Панкратова Л.Э., Титова Н.Б. БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):131-136. https://doi.org/10.26170/po20-05-15

For citation:


Beleeva I.D., Zaglodina T.A., Pankratova L.E., Titova N.B. BULLYING AS A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: ANALYSIS OF THEORETICAL APPROACHES AND EMPIRICAL RESEARCH. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):131-136. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-15

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)