Preview

КУЛЬТУРНАЯ КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ С КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

https://doi.org/10.26170/po20-05-14

Полный текст:

Аннотация

В условиях активизации российско - китайского сотрудничества в сфере культуры и образования формирование вузовской культурной когнитивно - образовательной среды способствует успешной адаптации китайских и российских студентов к совместному обучению, выстраиванию межкультурного диалога, привлечению к творческому взаимодействию. При формировании вузовской культурной когнитивно - образовательной среды необходимо ориентироваться на многонациональную полихудожественную картину мира, в которой музыкальное искусство России и Китая занимает значимое место. Цель статьи - раскрыть особенности культурной когнитивно - образовательной среды, ориентированной на ознакомление будущих педагогов - музыкантов с вокальным искусством Китая. Выявлены функциональные составляющие такой среды: культурно - просветительская; организационно - деятельностная; сетевого сотрудничества; коммуникативная; воспитательная; ценностно - формирующая; информационно - ресурсная. Приведены результаты диагностического исследования осведомленности российских студентов о музыкальной культуре Китая, китайской вокальной музыке, ее основных жанрах и направления. Произведен сравнительный анализ имеющихся представлений о музыкальных культурах Китая и России у российских и китайских студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Представленные результаты исследования с учетом основных функциональных составляющих культурной когнитивно - образовательной среды позволяют актуализировать и произвести ее проектирование в условиях обучения студентов профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе. Определены: основные направления и содержание деятельности по ознакомлению студентов с китайской вокальной музыкой - народное песенное творчество, национальная опера и современная популярная музыка; формы работы - просветительская беседа, концерт - презентация с привлечением носителей китайских вокальных традиций - студентов из Китая, обучающихся в педагогическом вузе.

Об авторах

Л. Н. Пичугина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Ван
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. Чжан
Уральский государственный педагогический университет; Северо-Восточный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аликперова, А. Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования : автореф. дис. … канд. истор. наук : 07.00.03 / Аликперова А. Р. - Казань, 2014. - 26 с. - URL: http//irbis.ghpbu.Ru/ Aref_2014.pdf08.102017. - Текст : электронный.

2. Антипов, А. Г. Задачи межкультурной коммуникации в формировании образовательного пространства в вузе / А. Г. Антипов // Россия и Китай: на пути укрепления двухстороннего сотрудничества : материалы 2-й Междунар. Научно-практ. конференции (Новосибирск, 3-4 ноября 2017 г.) / под ред. В. А. Гавриловой, И. Г. Хрипунова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - С. 6-8.

3. Гомбоева, Д. О. Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования / Д. О. Гомбоева // Теория и практика образования в современном мире : материалы 7-й Междунар. научн. конф. (Санкт-Петербург, июль 2015). - СПб. : Свое изд-во, 2015. - С. 68-71.

4. Гревцева, Г. Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / Г. Я. Гревцева, В. Я. Рушанин // Вестник культуры и искусства. - 2015. - № 3. - С. 119-126.

5. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме : учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, В. И. Кирнозе. - М. : Флинта ; Наука, 2007. - 23 с.

6. Иляхин, О. М. Пекинская опера / О. М. Иляхин. - URL: www.synologia.ru/a/Пекинская опера. - Текст : электронный.

7. Кашина, Н. И. Образовательно-культурная среда в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом / Н. И. Кашина // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 178-183.

8. Мансурова, А. П. Расширение профессиональных возможностей педагогов-музыкантов посредством освоения музыкальных культур различных этнических традиций (на примере России и Китая) / А. П. Мансурова // Искусство и образование. - 2018. - № 6. - С. 151-157.

9. Нефедова, А. С. Общая характеристика воспитательного пространства вуза как фактора реализации комплексной законодательно закрепленной социальной нормы / А. С. Нефедова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 82-87.

10. Пичугина, Л. Н. Воспитание личности в условиях современного культурно-образовательного пространства / Л. Н. Пичугина, О. А. Овсянникова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 42-47.

11. Пичугина, Л. Н. Культурно-образовательное пространство школы: Теоретические аспекты развития в современных условиях / Л. Н. Пичугина // Казанская наука. - 2016. - № 9. - С. 97-100.

12. Пичугина, Л. Н. Проблема освоения китайскими студентами дирижерско-хоровых навыков в условиях образовательного процесса педвуза / Л. Н. Пичугина, Э. Б. Ануфриева // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат: общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2018. - С. 48-56.

13. Сажина, С. Д. Интеграция как условие обеспечения качества образования / С. Д. Сажина // Казанская наука. - 2015. - № 9. - С. 180-182.

14. Сунь, Ян. Исследования российской культуры в КНР в контексте современного российско-китайского диалога культур : автореф. дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Сунь Ян. - Чита, 2018.

15. Тагильцева, Н. Г. Художественное общение в познании детьми музыкального искусства / Н. Г. Тагильцева // Искусствознание: теория, история, практика. - 2011. - № 1 (01). - С. 148-154.

16. Тан, Хайцуань. История развития китайской народной песни в ХХ веке / Тан Хайцуань // Музыковедение. - 2019. - № 2. - С. 35-38.

17. Хэ-Ю-Ань. Проблема ознакомления российских школьников с музыкальной культурой Китая / Хэ-Ю-Ань // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы 9-й Всеросс. (с междунар. участием) научно-практ. конференции преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов (20-22 апреля 2016 г.) / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2016. - С. 142-146.

18. Шорохова, И. В. Кемерово - Чаньчунь: культурно-образовательная модель взаимодействия вузов / И. В. Шорохова, Т. Ю. Казарина // Россия и Китай на пути укрепления двухстороннего сотрудничества : материалы 2-й Междунар. научно-практ. конференции (Новосибирск, 3-4 ноября 2017 г.) / под ред. В. А. Гавриловой, И. Г. Хрипунова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - С. 202.

19. Шостакович, Д. Д. Национальные традиции и закономерности их развития / Д. Д. Шостакович // Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. - М. : Музыка, 1973. - С. 169-170.

20. Щигалева, Н. В. Структура культурно-образовательного пространства / Н. В. Щигалева. - URL: http://library.bu/portalus/modules/pedagogics/referat_readme.php?archive&cid=110780254&cstart_from&csubaction=showfull&cucat=1. - Текст : электронный.


Для цитирования:


Пичугина Л.Н., Ван С., Чжан Т. КУЛЬТУРНАЯ КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ С КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):122-130. https://doi.org/10.26170/po20-05-14

For citation:


Pichugina L.N., Wang X., Zhang T. CULTURAL COGNITIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEANS OF INTRODUCING CHINESE VOCAL MUSIC TO RUSSIAN STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):122-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-14

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)