Preview

Обучение второму иностранному языку студентов языкового вуза из числа коренных народов Республики Саха (Якутия)

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования подтверждается тем, что тенденции развития современных отношений Российской Федерации с зарубежными партнерами диктуют требования к профессиональной языковой подготовке будущих специалистов, выражающиеся в развитии коммуникативных способностей профессионала, необходимости в изучении нескольких иностранных языков. Анализ нормативных документов, теоретических работ, практики высшей школы, особенностей и трудностей изучения второго иностранного языка позволил выделить противоречие на научно-теоретическом уровне между необходимостью подготовки квалифицированных специалистов языкового вуза и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ обучения второму иностранному языку в условиях реализации ФГОС последнего поколения. Комплексное использование коммуникативного, герменевтического, этнокультурного подхода определяет образовательную стратегию в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции по второму иностранному языку в условиях национального субъекта Российской Федерации. Опытно-экспериментальная работа по обучению второму иностранному языку студентов языкового вуза осуществлялась в период с 2001 по 2018 гг. на кафедре перевода Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета. Обучение второму иностранному языку студентов языкового вуза в опытно-экспериментальной работе осуществлялось в рамках комплексной иноязычной среды: общеобразовательных дисциплин, дисциплин по выбору, творческого студенческого кружка. Также отдельные аспекты обучения второму иностранному языку были апробированы в рамках научно-методических конференций и дополнительных курсов. На основе проведенного анкетирования в статье дается общая характеристика опытно-экспериментальной работы по обучению второму иностранному языку студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) в языковом вузе.

Об авторе

С. Н. Павлова
Северо-Восточный Федеральный университет им М. К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Варламова Е. Ю. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования // Человек и образование. - 2014. - № 4 (41). - С. 71-74.

2. Василенко С. С. Методика формирования концептной компетенции у студентов-лингвистов: немецкий язык как второй иностранный после английского : дис. … канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 210 с.

3. Ефимова С. К., Парникова Г. М. Трудности и особенности студентов языкового вуза при обучении японскому языку на примере Республики Саха (Якутия) // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5 (66). - С. 13-16.

4. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций : учеб. пособие. - Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2011. - 324 с.

5. Национальная доктрина образования в РФ : Постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: normativ.kontur.ru. (дата обращения: 3.10.2017).

6. Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. - М. : Флинта-Наука, 2003.

7. Нечаева В. Ф., Мареева Е. А. Особенности герменевтического подхода к преподаванию иностранного языка // Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 8 (15). Ч. II. - С. 129-131.

8. Нурымбетова А. А. Этнокультурный подход к обучению иностранным языкам в средней школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rusnauka.com. (дата обращения: 4.03.2017).

9. Павлова С. Н., Парникова Г. М. Особенности обучения студентов-переводчиков второму иностранному языку в Республике Саха (Якутия) // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2017. - № 4 (117). - С. 19-24.

10. Павлова С. Н. Методические принципы обучения второму иностранному языку студентов-переводчиков из числа коренных жителей Якутии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №1. Ч. 1. - С. 205-208.

11. Парникова Г. М. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия) // Вестник Челябинск. гос. пед. ун-та. Педагогические науки. - 2016. - № 8. - С. 83-87.

12. Парникова Г. М. Принципы обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных народов Севера в неязыковом вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 197-203.

13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной методики и технологии иноязычного образования : метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М. : Русский язык. Курсы, 2010. - 586 с.

14. Прокопьева С. И., Парникова Г. М. Особенности и трудности студентов технических специальностей при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2. - С. 114-116.

15. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.

16. Юнина Е. А. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: portal.tpu.ru (дата обращения: 15.12.2017).


Для цитирования:


Павлова С.Н. Обучение второму иностранному языку студентов языкового вуза из числа коренных народов Республики Саха (Якутия). Педагогическое образование в России. 2018;(2):85-90.

For citation:


Pavlova S.N. Teaching of the second foreign language at a linguistic university for students from the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia), Russia. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):85-90. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)