Preview

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

https://doi.org/10.26170/po20-05-13

Полный текст:

Аннотация

В современной педагогической науке учебно - познавательная компетенция трактуется как комплексная личностно - деятельностная категория, проявляющаяся в образовательной деятельности человека и в целом отражающая способность и готовность результативно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность в рамках организованного учебного процесса. Внутренняя структура учебно - познавательной компетенции рассматривается как совокупность мотивации, целеполагания, метакогнитивных и предметных знаний, умений, соответствующих качеств личности и опыта осуществления самостоятельной учебной деятельности как связующего звена между компонентами. Изучение и анализ учебно - методической литературы по иностранному языку в отношении учебно - познавательной компетенции позволил охарактеризовать иноязычную учебно - познавательную компетенцию как динамичную интегративную категорию, отражающую готовность и способность к результативному управлению самостоятельной учебной деятельностью по овладению иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию вне педагогического управления, в составе которого в теснейшей взаимосвязи функционируют компоненты: мотивационный, деятельностный, знаниевый, личностный. Деятельностная составляющая содержит общие аутометодические умения (объединяют действия методической регуляции самостоятельной учебной деятельности) и аутометодически профилированные объектные умения (специфические для иноязычной учебной деятельности, характеризуют коммуникативно - языковую сторону самостоятельной учебной деятельности в языковом и речевом аспектах), разделяемые на две подгруппы: аутометодически профилированные аспектные и аутометодически профилированные комплексные. Основными объектами для групп аутометодически профилированных умений, применительно к будущим специалистам сферы туризма, были определены говорение и лексика. Статья описывает комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетенции, разработанный на основании групп аутометодических умений.

Об авторе

Е. Ю. Лаврик
Уральский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Бим, И. Л. Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского) / И. Л. Бим. - М. : Титул, 2001. - 45 с.

2. Бурденюк, Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Бурденюк Г. М. - М., 1993. - 268 с.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 336 с.

4. Гиниатуллин, И. А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования / И. А. Гиниатуллин // Лингводидактика, перевод и межкультурная коммуникация : материалы IX международной научно-практической конференции / Институт международных связей. - Екатеринбург : Издательство Уральского госуниверситета им. Горького, 2007. - С. 102-104.

5. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учебное пособие к спецкурсу / И. А. Гиниатуллин. - Свердловск, 1990. - 94 с.

6. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.

7. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

8. Кузнецова, М. Ф. Формирование практико-языковой самообразовательной компетенции у будущих учителей иностранного языка начальной школы : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Кузнецова М. Ф. - Екатеринбург, 2011 - 241 с.

9. Огаркова, А. П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов (На материале предметов гуманитарного цикла) : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Огаркова А. П. - Магнитогорск, 1999. - 406 с.

10. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

11. Руденко, Н. А. Развитие лингво-нормативной учебной компетенции в профессиональном языковом образовании (на материале грамматики английского зыка) : дис. … канд. пед. наук / Руденко Н. С. - Екатеринбург, 2015. - 300 с.

12. Серова, Т. С. Обучение решению коммуникативно-познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения / Т. С. Серова, Т. А. Ковалева. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. - 136 с.

13. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М. : АСТ ; Астрель, 2008. - 272 с.

14. Солонина, Л. В. Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Солонина Л. В. - Екатеринбург, 2007. - 185 с.

15. Уфимцева, О. В. Развитие иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Уфимцева О. В. - Екатеринбург, 2015. - 241 с.


Для цитирования:


Лаврик Е.Ю. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):114-121. https://doi.org/10.26170/po20-05-13

For citation:


Lavrik E.Yu. EXERCISE COMPLEX FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN TOURISM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):114-121. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-13

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)