Preview

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В 2012 И 2019 ГОДАХ

https://doi.org/10.26170/po20-05-12

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ результатов исследования эмпатии и рефлексивности студентов - психологов, обучавшихся в 2012 г. (44 человека) и в 2019 г. (47 человек) в Уральском федеральном университете (УрФУ). Изучение этих профессионально важных качеств у студентов и специалистов помогающих профессий является классической темой психологических исследований, однако, сравнительных данных с использованием плана с временным лагом в литературе нами обнаружено не было. Между тем, такие работы необходимы для анализа качества системы подготовки специалистов. Таким образом, исследовательский интерес заключался в поиске различий между уровнем сформированности профессионально важных качеств у студентов, обучавшихся в 2012 и 2019 гг. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко (в модификации автора методики), «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А. В. Карпова и В. В. Пономаревой, «Методика диагностики направленности личности» Б. Басса. Преимуществом исследования является использование модификации методики В. В. Бойко, прошедшей стандартизацию. Были получены достоверные различия между выборками: у студентов 2012 г. более развиты рефлексия общения и направленность на себя, а у студентов 2019 г. - направленность на дело. Корреляционное исследование показало, что у студентов 2012 г. показатели эмпатии и рефлексивности тесно связаны между собой, тогда как у студентов 2019 г. связей между показателями гораздо меньше, а эмоциональный и когнитивный компоненты эмпатии не коррелируют друг с другом. Делается вывод о том, что студенты 2012 г. были более готовы к профессиональной деятельности содержательно, тогда как студенты 2019 г. акцентируют внимание на организационных аспектах деятельности психолога. Требуется дальнейший мониторинг исследуемых показателей, соотнесение их с успешностью профессиональной деятельности и коррекция плана подготовки студентов - психологов с учетом полученных данных.

Об авторах

Л. И. Забара
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. В. Лебедева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Бойко, В. В. Оценка эмпатии личности. СПб., 2002. Оценка эмпатии личности [Микроформа] / В. В. Бойко, О. А. Клиценко ; Учеб. центр «Психология и маркетинг в стоматологии». - М. : РГБ, 2009. - 1 рулон ; 35 мм.

2. Василюк, Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 3-14.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1984. - Т. 4. - 433 с.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.

5. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - С. 28-31.

7. Карпов, А. В. Психология метакогнитивных процессов личности / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 352 с.

8. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 38-54.

9. Карягина, Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 4. - С. 50-74.

10. Ожиганова, Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности / Г. В. Ожиганова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.

11. Пономарева, В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности : дис.. канд. психол. наук / Пономарева В. В. - Ярославль, 2000. - 188 с.

12. Роджерс, К. Р. Эмпатия / К. Р. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М. : ЧеРо, 2002. - С. 428-430.

13. Шибаева, Г. Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов : дис.. канд. психол. наук / Шибаева Г. Е. - М., 2010. - 236 с.

14. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты) : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Юсупов И. М. - СПб., 1995. - 34 с.

15. Gu, X. Antarior insular cortex is necessary for empathetic pain perception / X. Gu. - Text : electronic // Brain. - 2012. - Vol. 135 (9). - P. 2726-2735. - URL: http://brain.oxfordjournals.org/content/135/9/2726 (mode of access: 24.06.2020).

16. Hepper, E. G. Moving Narcissus. Can Narcissists Be Empathic? / E. G. Hepper. - Text : electronic // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2014. - Vol. 40 (9). - P. 1079-1091. - URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0146167214535812 (mode of access: 20.06.2020).


Для цитирования:


Забара Л.И., Лебедева Ю.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В 2012 И 2019 ГОДАХ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):107-113. https://doi.org/10.26170/po20-05-12

For citation:


Zabara L.I., Lebedeva Yu.V. COMPARATIVE STUDY OF EMPATHY AND REFLEXIVITY IN PSYCHOLOGY STUDENTS IN 2012 AND 2019. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):107-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-12

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)