Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ ИНОЯЗЫЧНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

https://doi.org/10.26170/po20-05-09

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются некоторые особенности овладения грамматикой русского языка иноязычными обучающимися (на примере освоения грамматических категорий имени существительного). Изучив нормативно - правовые документы, регулирующие обучение детей - мигрантов, авторы определили направления, которые необходимо учитывать при формировании содержания образовательной программы обучения в ДОУ и начальной школе. При этом сам процесс русскоязычного образования обучающихся - мигрантов должен основываться на системном принципе, поскольку в основе обучения лежит общий коммуникативно - когнитивный, деятельностный и личностно - ориентированный подходы. Более подробно раскрыта работа над грамматическим строем русской речи у иноязычных дошкольников и младших школьников, поскольку именно грамматика выступает основой овладения любым языком. Определяющим направлением в этой работе, начиная с дошкольного возраста, является овладение грамматикой имени существительного, такими категориями, как одушевленность / неодушевленность, род, число, предложно - падежные формы и т. д. Авторы выделяют группы приемов наблюдения над грамматическими признаками имени существительного и введения их в речевую практику: 1) включение речевых образцов использования имен существительных в учебные коммуникативные ситуации; 2) имитативные упражнения с грамматическим материалом; 3) трансформация речевых оборотов с целью правильного их использования в речи; 4) самостоятельные ответы на вопросы педагога или обучающихся - носителей языка. При знакомстве обучающихся - мигрантов с грамматикой имени существительного авторами учитываются следующие методические принципы: 1) коммуникативно - ориентированный; 2) концентрический; 3) комплексный и 4) принцип систематичности. Описывая особенности изучения грамматики имени существительного иноязычными обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста, авторы отмечают важность одновременного овладения смыслом и функцией грамматического явления как основы активного изучения грамматики.

Об авторах

А. А. Краева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Е. Привалова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Адаптация детей мигрантов в школе : методическое пособие: рекомендации по проведению комплекса адаптационных мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях РФ / Е. Л. Омельченко, Ю. В. Андреева, Е. Л. Лукьянова [и др.]. - Ульяновск : НИЦ «Регион», 2015. - 100 с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи : методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.

3. Вайнрайх, У. Языковые контакты / У. Вайнрайх. - Киев : Наукова думка, 1979. - 260 с.

4. Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе / под ред. А. А. Миролюбова, З. Ю. Сосенко. - М., 1976. - 207 с.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

6. Дешериев, Ю. Д. Развитие национально-русского двуязычия / Ю. Д. Дешериев. - М., 1976. - 368 с.

7. Жлуктенко, А. П. Лингвистические аспекты двуязычия / А. П. Жлуктенко. - Киев, 1974. - 174 с.

8. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

9. Закирьянов, К. З. Двуязычие и интерференция / К. З. Закирьянов. - Уфа, 1984. - 80 с.

10. Занин, В. Ф. Просто грамматика / В. Ф. Занин // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. - М., 2005. - С. 261-335.

11. Иевлева, З. И. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев / З. И. Иевлева. - М., 1981. - 145 с.

12. Львов, М. Р. Общие вопросы методики русского языка / М. Р. Львов. - М. : МГПИ, 1983. - 88 с.

13. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Г. И. Дергачева, О. С. Кузина, Н. М. Малашенко [и др.]. - М., 1986. - 247 с.

14. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах нерусских школ с родным языком обучения : пособие для учителя / Г. А. Анисимов, С. Д. Ашурова, Г. Г. Буржунов [и др.] ; под ред. Н. Б. Экбы. - СПб. : Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. - С. 95-119.

15. Овладение иноязычными обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста лексикой в процессе изучения русского языка // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 70-76.

16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Издательство Института психотерапии, 2001. - 256 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ «Перспектива», 2014. - 32 с.

18. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2015. - 33 с.

19. Чеснокова, М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие / М. П. Чеснокова. - М. : МАДИ, 2015. - 132 с.


Для цитирования:


Краева А.А., Привалова С.Е. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ ИНОЯЗЫЧНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО). Педагогическое образование в России. 2020;(5):87-94. https://doi.org/10.26170/po20-05-09

For citation:


Kraeva A.A., Privalova S.E. FEATURES OF MASTERING THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH BY FOREIGN-LANGUAGE PRESCHOOLERS AND YOUNGER SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF A NOUN). Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):87-94. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-09

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)