Preview

ЦЕЛОСТНЫЙ ОПЫТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

https://doi.org/10.26170/po20-05-06

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются пути развития исследовательской компетентности обучающихся в естественнонаучном образовании. Формирование опыта учебно - исследовательской деятельности (УИД) рассматривается как основа развития исследовательской компетентности. Учитывается, что опыт деятельности по степени структурированности в сознании может быть целостным, фрагментарным и «пустым». Для формирования компетентности важен целостный опыт, основанный на сознательной и активной творческой деятельности. Причина возникновения фрагментарного и «пустого» опыта УИД - слабая осознанность действий учащегося, вызванная отсутствием в его представлениях связи между прежним репродуктивным и новым исследовательским опытом познавательной деятельности. Анализ существующих образовательных программ по УИД, призванных формировать необходимые понятия, умения и осознанный опыт исследовательской деятельности, показал их низкое качество, прежде всего репродуктивный характер и некомпенсированный разрыв между теорией и практикой. Предложенный нами механизм активации осознанности действий учащегося основан на положениях А. Н. Леонтьева и включает формирование понимания учащимся а) сути УИД и б) своей роли в ней. В связи с этим необходимо уделять особое внимание изучению процесса научного познания как основы УИД и практическому освоению научного метода как средства УИД. Научный метод рассматривается как способ получения научных знаний о мире, включающий два этапа - эмпирический и теоретический. Учитывается, что эмпирическое знание характеризуется как знание о явлении, а теоретическое - о сущности. Последовательная реализация этих этапов соответствует движению от явления к сущности. В результате реализации программы, в основе которой лежит освоение научного метода познания, у 88% обучающихся был сформирован целостный опыт учебно - исследовательской деятельности, выступающий достаточным условием развития такого личностного качества, как исследовательская компетентность.

Об авторах

М. С. Галишева
Городской детский экологический центр
Россия


П. В. Зуев
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреев, А. Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность / А. Л. Андреев // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 30-41.

2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

3. Вахтомин, Н. К. Генезис научного знания: факт, идея, теория / Н. К. Вахтомин. - М. : Наука, 1973. - 286 с.

4. Ветрова, В. В. Учет специфики индивидуального опыта жизни ребенка в формировании его психологической культуры / В. В. Ветрова // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. - М. : Просвещение, 2001. - С. 36-41.

5. Воротыло, Н. В. Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками : автореф. дис.. канд. психол. наук : 19.00.01 / Воротыло Н. В. - М., 2009. - 31 с.

6. Галишева, М. С. Полевой учебный тренажер как средство формирования исследовательской компетентности в естественнонаучном образовании / М. С. Галишева, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 10. - С. 120-126.

7. Галишева, М. С. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия / М. С. Галишева, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 6-18.

8. Галишева, М. С. Развитие исследовательской компетентности школьников в рамках реализации проекта «Городская школа юного орнитолога» / М. С. Галишева // Развитие естественнонаучного и математического образования в условиях введения ФГОС ООО : материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической интернет-конференции. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2015. - С. 26-31.

9. Гальперин, П. Я. Управление процессом учения / П. Я. Гальперин // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1965. - Вып. 4. - С. 27-39.

10. Гиринский, А. А. Рабочая программа учебного курса «Теория познания» (136 часов) 10-11 класс : утв. пед. советом Лицея НИУ ВШЭ, протокол от 04.12.2017 (на правах рукописи) / А. А. Гиринский, А. О. Копылова, Ю. В. Апанасенко ; Лицей Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики».

11. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) : монография / Г. Г. Гранатов. - Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 195 с.

12. Железнякова, О. М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании : монография / О. М. Железнякова. - М. : Флинта, 2012. - 350 с.

13. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Юрайт, 2012. - 314 с.

14. Загвязинский, В. И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования : докл. на ученом совете Тюменского гос. ун-та / В. И. Загвязинский. - 2010. - URL: https://www.utmn.ru/o-tyumgu/uchenyy-sovet/povestki-resheniya/93371/ (дата обращения: 12.04.2020). - Текст : электронный.

15. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

16. Зуев, П. В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе : методическое пособие для учителей / П. В. Зуев, О. П. Мерзлякова. - 2-е изд. - М. : Флинта, 2012. - 100 с.

17. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

18. Книжный интернет-магазин «Лабиринт». - URL: https://www.labirint.ru/books/373031/ (дата обращения: 13.04.2020). - Текст : электронный.

19. Князева, Л. Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза (на материале изучения специальных дисциплин математического цикла) : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Князева Л. Е. - Ростов-на-Дону, 1991. - 18 с.

20. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. - М. : Изд-во Мысль, 1974. - 568 с.

21. Лагутина, А. Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками : автореф. дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Лагутина А. Е. - М., 1991. - 20 с.

22. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

24. Лещак, О. В. Основы функционально-прагматической теории языкового опыта: аналитика, критика, типология / О. В. Лещак. - Тернополь : ТЭИПО, 2008. - 232 с.

25. Маслоу, А. Х. Новые рубежи человеческой природы / А. Х. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

26. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. - М. : Прометей, 2006. - 224 с.

27. Перминова, Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности (к 150-летию со дня рождения М. Н. Скаткина) / Л. М. Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 4 (25). - С. 63-74.

28. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. - 254 с.

29. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

30. Савенков, А. И. Концепция исследовательского обучения / А. И. Савенков // Исследовательская деятельность учащихся : научно-методический сборник : в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М. : ООДТП «Исследователь», 2007. - Т. 1. - С. 77-78.

31. Савин, Е. Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности / Е. Ю. Савин // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 5. - С. 50-58.

32. Салихова, Л. Б. Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения : дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Салихова Л. Б. - М., 2003. - 156 с.

33. Сериков, В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

34. Словарь философских терминов / научная редакция В. Г. Кузнецова. - М. : Инфра-М, 2004. - 731 с.

35. Слюсарева, Е. П. Программа индивидуальной исследовательской работы с учащимися / Е. П. Слюсарева // Исследователь/Researcher. - 2012. - № 3-4. - С. 104-113.

36. Смолянинова, О. Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий / О. Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2002. - № 9. - С. 5-9.

37. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработчиков документов по обновлению общего образования / под ред. А. А. Пинского. - М. : Мир книги, 2001. - 104 с.

38. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Ф. Талызина. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.

39. Третьякова, С. В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С. В. Третьякова, С. Н. Чистякова, А. В. Иванов. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.

40. Ушаков, Д. В. Интеллект и исследовательское поведение / Д. В. Ушаков // Исследовательская деятельность учащихся : научно-методический сборник : в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М. : ООДТП «Исследователь», 2007. - Т. 1. - С. 112-128.

41. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - Т. 2. - С. 15-41.

42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). - URL: https://fgos.ru/LMS/wm/ wm_fgos.php? id=sred. - Текст : электронный.

43. Философия XX века : учеб. пособие / В. И. Добрынина [и др.]. - М. : О-во «Знание» России, 1997. - 284 с.

44. Фрумин, И. Д. За что в ответе? (Компетентностный подход в образовании) / И. Д. Фрумин // Перемены. - 2004. - № 2. - С. 117-129.

45. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 334 с.

46. Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. - М. : Наука, 1978. - 382 с.

47. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 64-77.

48. Rudniański, J. Efektywność myślenia / J. Rudniański. - Warszawa : Państwowe Zakłady Wydawnictw Szkolnych, 1969. - 169 с.


Для цитирования:


Галишева М.С., Зуев П.В. ЦЕЛОСТНЫЙ ОПЫТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА. Педагогическое образование в России. 2020;(5):55-70. https://doi.org/10.26170/po20-05-06

For citation:


Galisheva M.S., Zuev P.V. INTEGRAL EXPERIENCE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOLBOY’S RESEARCH COMPETENCE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):55-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-06

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)