Preview

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНТЕКСТА ИССЛЕДОВАНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ТАЧСКРИН ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po20-05-05

Полный текст:

Аннотация

Представленный материал является аналитическим обзором материалов исследований, посвященных проблеме, которую можно обозначить как «дети в эпоху цифровой цивилизации». Автор обращается к периодике последних пяти лет, где представлены работы, связанные с вопросами цифровой социализации детей. Сначала идет обзор статей отечественных педагогов, в которых представлены возможности компьютерных игр, робототехники, лего - конструирования для развития детей дошкольного возраста. Для этих работ характерна нормативно - методическая ориентация, которая включает описание и руководство по проведению одного или ряда занятий по данной тематике. Кроме того представлен обзор исследований, проведенных западными учеными под общим названием «Планшеты с сенсорным экраном затрагивают жизнь детей» (2016). Эти исследования отличаются большей системностью, инструментальной проработанностью, даже определенной утилитарностью: изучение развития мелкой моторики у малышей в контакте с сенсорным экраном, возможности когнитивного развития дошкольников с помощью планшетов и т. п. Осознавая определенную узость этих изысканий, многие из ученых настаивают на необходимости продолжения исследований в данной области. Именно в контексте данных исследований можно назвать схожую по содержательной установке и описанию самой процедуры исследования работу российских ученых С. Крыловой и Ю. Водяхи «Экспериментальное исследование восприятия дошкольниками компьютерных моделей реальных объектов на экранах тачскрин - устройств как трехмерных». Исследования по этой теме могут дать определенные основания для расширения и уточнения рекомендаций к использованию сенсорных экранов в работе с детьми дошкольного возраста. В итоге анализ содержательного контекста представленных работ подводит к выводам о том, что уже пора сменить позицию взрослых в этих исследованиях с чисто исследовательской на способствующую развитию детей, что позволит сделать этот процесс педагогически оправданным, психологически обоснованным, отвечающим актуальным и перспективным тенденциям развития индивида и общества.

Об авторе

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Вохмина, Т. С. Использование конструктора для формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий / Т. С. Вохмина, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. - С. 35-39.

2. Денисенкова, Н. С. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации / Н. С. Денисенкова, Т. А. Красило // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 6 (96). - С. 50-57.

3. Евдокимова, В. Е. Использование робототехнических устройств как основы для обучения конструированию и программированию в старшем дошкольном возрасте / В. Е. Евдокимова, Н. Н. Устинова // Мир науки культуры образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 250-252.

4. Комарова, И. И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации / И. И. Комарова // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 8. - С. 16-25.

5. Красильникова, Л. В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста / Л. В. Красильникова, Н. В. Вялова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3 (33). - С. 217-225.

6. Крылова, С. Г. Экспериментальное исследование восприятия дошкольниками компьютерных моделей реальных объектов на экранах тачскрин-устройств как трехмерных / С. Г. Крылова, Ю. Е. Водяха // Материалы Международной научной конференции «Цифровизация образования: история, тенденции и перспективы». Екатеринбург, 23-24 апреля 2020. - Екатеринбург : Атлантис Пресс, 2020. - С. 424-431.

7. Лапотникова, С. Робототехника: исследовательский детский проект / С. Лапотникова, К. Рахимова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 11. - С. 23-29.

8. Новая философская энциклопедия. - URL: [https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/ %D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF (дата обращения: 22.07.2020). - Текст : электронный.

9. Ребер, А. Большой психологический словарь/ Т. 1 (А-О) / А. Ребер. - М. : АСТ ; Вече, 2001. - 592 с.

10. Смирнова, Е. О. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 3. - C. 42-53.

11. Халамов, В. Робототехника в детском саду: быть или не быть? / В. Халамов // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 3. - С. 72-75.

12. Чичиланова, Ю. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / Ю. Чичиланова, С. Климова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 95-99.

13. Шушара, Т. В. Актуальные проблемы отечественной и зарубежной дошкольной педагогики / Т. В. Шушара // Мир науки культуры, образования. - 2019. - № 3 (76). - С. 193-194.

14. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. - М. : АСТ, 2007. - 746 с.

15. Assathiany, R. Children and screens: A survey by French pediatricians / R. Assathiany, E. Guéry, N. Gelbert, et al. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29246522/ (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.

16. Bedford, R. Toddlers’ Fine Motor Milestone Achievement Is Associated with Early Touchscreen Scrolling / R. Bedford, R. Saez de Urabain Irati, C. H. M. Cheung, et al. - URL: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/fpsyg.2016.01108/full (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.

17. Kılıç, A. Osman Exposure to and use of mobile devices in children aged 1-60 months / A. Osman Kılıç, E. Sari, H. Yucel, et al. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30402717/. - Text : electronic.

18. Lovato, S. B. Young Children Learning from Touch Screens: Taking a Wider View / S. B. Lovato, S. R. Waxman. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01078/fulll (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.

19. Nordt, M. U Can Touch This: How Tablets Can Be Used to Study Cognitive Development / M. Nordt, K. Sommer, R. Röhnke, et al. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01021/full (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.

20. Schroeder, E. L. When Seeing Is Better than Doing: Preschoolers’ Transfer of STEM Skills Using Touchscreen Games / E. L. Schroeder, H. L. Kirkorian. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2016.01377/full (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.

21. Touch-screen tablets touching children’s lives. - URL: https://www.frontiersin.org/research-topics/4289/touch-screen-tablets-touching-childrens-lives#articlesl (mode of access: 22.07.2020). - Text : electronic.


Для цитирования:


Коротаева Е.В. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНТЕКСТА ИССЛЕДОВАНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ТАЧСКРИН ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2020;(5):49-54. https://doi.org/10.26170/po20-05-05

For citation:


Korotaeva E.V. CONTEXT ANALYSIS OF RESEARCH ON THE USE OF GADGETS WITH TACHSCREEN TECHNOLOGY BY PRESCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):49-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-05

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)