Preview

ПЕДАГОГ-ЛИДЕР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po20-05-03

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время все более актуализируется проблема педагогического лидерства. Преподаватель должен превратиться в педагогического лидера, способного развивать у обучающихся стремление к управлению собой, способность к самосовершенствованию, самолидерству. Следует отметить, что до настоящего времени в отечественной и зарубежной педагогике не выявлена исследовательским путем система профессиональных свойств личности учителя средней общеобразовательной школы, детерминирующая такие результаты его учебно - воспитательной деятельности, которые позволяли бы идентифицировать его как педагога - лидера. Рассмотрение этих вопросов является целью нашего исследования. Для выявления сущности, форм и особенностей проявления педагогического лидерства были проведены исследования общественного сознания обучающихся о данном феномене среди 357 студентов Екатеринбурга, Первоуральска и Верхней Пышмы. Например, исследования выявили тенденции, проявляющиеся в общественном сознании выпускников средних школ. Выявлены существенные различия в профессионально - педагогических качествах педагогов - лидеров и обычных педагогов. Например, по сравнению с «обычными» преподавателями у педагогов - лидеров выше вероятность того, что они в 7 раз чаще знают «в совершенстве свой предмет на уровне актуальных для современной общественной и частной жизни знаний, умений и навыков»; почти в 4 раза чаще формируют «у учащихся стремление к систематической работе, дисциплинированности и проявлению воли». Вероятность обучения на стабильные отличные результаты в общеобразовательной школе у учащихся, обучавшихся у педагогов - лидеров, более чем в 2 раза выше, чем у учеников «обычных» преподавателей. В статье отмечается, что преподаватели - лидеры средних общеобразовательных организаций являются заметным явлением в отечественной системе образования. С другой стороны, они оказывают влияние лишь на пятую часть студенческой аудитории, что является недостаточным для существенного проявления их социально - педагогической значимости в условиях разнообразных вызовов, стоящих перед российским обществом.

Об авторах

Ю. Н. Зеленов
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Россия


Ф. Т. Хаматнуров
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


С. В. Камка
Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов
Россия


О. И. Николенко
государственное автономное учреждение Свердловской области «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов»
Россия


Список литературы

1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 362 с.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - 3-е изд. - М. : Высшая школа, 2005. - 400 с.

3. Бендас, Т. В. Гендерная психология лидерства : монография / Т. В. Бендас. - Оренбург : Изд-во ОГУ, 2000. - 167 с.

4. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебное пособие / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.

5. Вольтер, Ф. М. Философские сочинения / Ф. М. Вольтер ; отв. ред. В. Н. Кузнецов. - М. : Наука, 1988. - 751 c.

6. Джуринский, А. Н. История педагогики : учебное пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - М. : Владос, 2000. - 432 с.

7. Залужный, А. С. Детский коллектив и методы его изучения / А. С. Залужный. - М. ; Л. : Госиздат, 1931. - 145 с.

8. Каспржак, А. Г. Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования и объект измерения / А. Г. Каспржак, А. А. Кобцева, М. Е. Шишкина // Образование и саморазвитие. - 2019. - Т. 14, № 1. - С. 68-79.

9. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. - М. : Смысл, 2001. - 572 с.

10. Лурье, С. Я. Антифон - творец древнейшей анархической системы / С. Я. Лурье ; вступ. ст. Д. И. Рублева. - Изд. 2-е, доп. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 168 с.

11. Макиавелли, Н. Государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия / Н. Макиавелли. - СПб. : Издание Русской Книжной Торговли, 1869. - 503 с.

12. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего». - Текст : электронный // Национальный проект «Образование». - URL: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Учитель+будущего.pdf/ 19fa3c31-eb98-87ad-089d-de00fc799f6d (дата обращения: 02.07.2020).

13. Сергеева, С. А. Эволюция философских идей и концепций лидерства / С. А. Сергеева // Армия и общество. - 2013. - № 1 (33). - С. 20-26.

14. Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - 288 с.

15. Стенограмма Послания В. В. Путина Федеральному Собранию. - URL: http://prezident.org/ tekst/2020-god (дата обращения: 02.07.2020). - Текст : электронный.

16. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 608 с.

17. Fiedler, F. E. Stress, Babble, and the Utilization of the Leader’s Intellectual Abilities / F. E. Fiedler, F. W. Gibson, K. M. Barrett // Leadership Quarterly. - 1993. - Vol. 4 (2). - Р. 189-208.

18. Gibb, C. F. Leadership / C. F. Gibb // Handbook of social psychology / ed. by C. Lindsey, E. Aronson. - 2nd ed. - 1969. - Vol. 4. - P. 205-282.

19. Niemi, H. Teacher Professional Development in Finland: Towards a More Holistic Approach / H. Niemi. - URL: https://www.researchgate.net/publication/301225639_Teacher_Professional_Development_ in_Finland_Towards_a_More_Holistic_Approach (mode of access: 02.07.2020). - Text : electronic.

20. Standard for teachers’ professional development: Implementation guidance for school leaders, teachers, and organizations that offer professional development for teachers. - URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/537031/160712_-_PD_Expert_ Group_Guidance.pdf (mode of access: 02.07.2020). - Text : electronic.

21. Stogdill, R. M. Personal factors associated with leadership: survey of the literature / R. M. Stogdill // Journal of psychology. - 1948. - Vol. 25. - P.35-71.

22. Teachers’ Standards Guidance for school leaders, school staff and governing bodies, Department for Education. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/665520/Teachers__Standards.pdf (mode of access: 02.07.2020). - Text : electronic.


Для цитирования:


Зеленов Ю.Н., Хаматнуров Ф.Т., Камка С.В., Николенко О.И. ПЕДАГОГ-ЛИДЕР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):30-37. https://doi.org/10.26170/po20-05-03

For citation:


Zelenov Yu.N., Khamatnurov F.T., Kamka S.V., Nikolenko O.I. THE TEACHER-LEADER OF THE SECONDARY SCHOOL IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-03

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)