Preview

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО ГАРДНЕРУ ВЫПУСКНИКОВ-МАТЕМАТИКОВ УРГПУ-2020: ФАКТЫ, ПРОГНОЗЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

https://doi.org/10.26170/po20-05-01

Полный текст:

Аннотация

В контексте проблемы повышения качества массового математического образования в работе обсуждаются проблемы начального периода построения профессиональной карьеры выпускником - математиком педагогического университета. Так, одной из задач, с которой столкнется сегодняшний выпускник в преддверии международного исследования PISA - 2021, станет задача формирования функциональной предметной математической грамотности обучающихся основной общей школы. Подчеркнуто, что в современных образовательных реалиях, когда основным образовательным результатом обучения являются, скорее, сформированные устойчивые личностные и метапредметные «мягкие» навыки, учитель математики может и должен строить педагогический процесс, сообразуясь как с психолого - педагогическими особенностями обучаемых, так и с собственными психолого - педагогическими характеристиками. Подходящим инструментом, позволяющим педагогу получить достаточно объективные количественные данные, для осознанного выстраивания педагогического взаимодействия с конкретной группой обучающихся, по мнению автора, является измерение выраженности различных видов интеллекта. Теоретической основой этого подхода является теория множественного интеллекта профессора Говарда Гарднера (США); измерительным средством - специально подготовленная анкета самооценки (опросник). Другой задачей, решение которой предстоит найти выпускнику педагогического университета, станет задача по постановке собственного результативного и эффективного стиля преподавания, позволяющего оптимально достигать образовательных целей. Как представляется автору, подходящей теоретической основой для этого является теория педагогического резонанса. В настоящей работе представлены и обсуждаются результаты психолого - педагогического исследования структуры интеллекта по Гарднеру педагогов - математиков УрГПУ, обучавшихся по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, Математика (выпуск 2020 г.). Результаты исследования позволили дать прогнозы относительно успешности будущей самостоятельной профессиональной деятельности и сформулировать конкретные групповые и индивидуальные рекомендации по оптимальному построению педагогической карьеры нашими выпускниками.

Об авторе

В. Ю. Бодряков
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аввакумова, И. А. Развитие мыслительных операций обучаемых посредством использования кейс-заданий в курсе математики / И. А. Аввакумова, Н. В. Дударева // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 6-11.

2. Аввакумова, И. А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках математики 5-6-х классов в условиях использования фреймового подхода / И. А. Аввакумова, Н. С. Певнева // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 88-94.

3. Аксенова, О. В. Натурный эксперимент с применением средств информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств как инструмент формирования исследовательских умений студентов / О. В. Аксенова, В. Ю. Бодряков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15, № 4. - С. 363-372.

4. Блинова, Т. Л. Педагогические технологии: тенденции и перспективы / Т. Л. Блинова, И. Е. Подчиненов // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 182-188.

5. Блинова, Т. Л. Метапредметность в подготовке учителя / Т. Л. Блинова // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 92-96.

6. Блинова, Т. Л. Когнитивно-информационная парадигма обучения / Т. Л. Блинова, И. Е. Подчиненов // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 49-54.

7. Бодрякова, А. Н. Изучение структуры интеллекта педагогов сельского детского сада как инструмент поиска путей повышения эффективности дошкольной образовательной программы / А. Н. Бодрякова, В. Ю. Бодряков // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 38-45.

8. Бодряков, В. Ю. Об одной насущной проблеме математического педагогического образования учителей / В. Ю. Бодряков // Математика в школе. - 2013. - № 7. - С. 32-40.

9. Бодряков, В. Ю. Когнитивно-деятельностный подход в обучении математике / В. Ю. Бодряков // Когнитивные исследования в образовании : сб. науч. статей VII Межд. науч.-практ. конф. / ред. С. Л. Фоменко, Н. Е. Попова. - Екатеринбург, 2019. - С. 101-108.

10. Бодряков, В. Ю. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов как инструменты формирования профессиональных компетенций студентов и академической репутации вуза / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 154-158.

11. Бодряков, В. Ю. Проблемы качества математического образования в педагогическом вузе и пути их решения / В. Ю. Бодряков, Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 15-27.

12. Бодряков, В. Ю. Исследование профессионально-психологического портрета выпускников математического факультета педвуза / В. Ю. Бодряков, Е. Н. Нигматуллина, Н. Г. Фомина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 1. - С. 39-42.

13. Бодряков, В. Ю. Анализ успеваемости студентов-математиков / В. Ю. Бодряков, А. П. Торопов, Н. Г. Фомина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2008. - № 9. - С. 47-51.

14. Бодряков, В. Ю. О качестве математической подготовки учащихся в комплексе «школа-вуз»: взгляд с позиций работника высшего педагогического образования / В. Ю. Бодряков, Н. Г. Фомина // Математика в школе. - 2010. - № 2. - С. 56-61.

15. Бормотова, А. Г. Пропедевтика понятий стереометрии у обучающихся 5-6-х классов с помощью приемов оригами / А. Г. Бормотова, Р. Ф. Мамалыга // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 115-122.

16. Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 1. - С. 103-108.

17. Гребенев, И. В. Когнитивные стили учащихся в контексте дифференциации обучения / И. В. Гребенев, Л. Б. Лозовская // Школьные технологии. - 2014. - № 3. - С. 146-158.

18. Дорохова, О. А. Первые педагогические проекты реализации на практике теории множественного интеллекта Говарда Гарднера / О. А. Дорохова // Вестник ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - 2014. - № 4 (64). - С. 147-150.

19. Евстифеева, О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе / О. В. Евстифеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 5. - С. 35-40.

20. Клепиков, В. Н. Реалии современного российского школьного образования (взгляд извне и изнутри) / В. Н. Клепиков // Школьные технологии. - 2018. - № 3. - С. 7-13.

21. Князева, Е. Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : КомКнига, 2005. - 240 с.

22. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.

23. Костюк, Л. Л. Когнитивные стили как основа дифференциации обучения математике / Л. Л. Костюк // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 3 (3). - С. 87-94.

24. Кузовкова, А. А. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно-эстетической направленности / А. А. Кузовкова, Р. Ф. Мамалыга, В. Ю. Бодряков // Математика в школе. - 2018. - № 2. - С. 35-42.

25. Мельников, В. А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход / В. А. Мельников, И. А. Синицина, И. А. Синицын// Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (24). - С. 118-124.

26. Сандалова, С. Я. Педагогический резонанс как состояние субъектов образовательной деятельности / С. Я. Сандалова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 15. - С. 262-266.

27. Семенова, И. Н. Использование информационной образовательной среды для подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности / И. Н. Семенова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 135-146.

28. Слепухин, А. В. Наполнение содержательно-деятельностной компоненты методики подготовки студентов педагогических специальностей к формированию у обучающихся компетенций цифровой экономики / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 1. - С. 87-93.

29. Слепухин, А. В. Учет когнитивных стилей в процессе обучения с использованием когнитивных информационно-коммуникационных технологий / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова, Е. Н. Эрентраут // Когнитивные исследования в образовании : сб. науч. статей VII Межд. науч.-практ. конф. / ред. С. Л. Фоменко, Н. Е. Попова. - Екатеринбург, 2019. - С. 275-279.

30. Стрекалова, Н. Б. Влияние информационных технологий на качество учебного процесса / Н. Б. Стрекалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - Т. 19, № 6. - С. 48-53.

31. Тылец, Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент / Н. Н. Тылец. - СПб. : Наука, 2010. - 200 с.

32. ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования). - URL: https://fioco.ru/Contents/ Item/Display/2201978. - Текст : электронный.

33. Фомина, Н. Г. Развитие интеллекта в студенческие годы как залог успешности профессиональной самореализации личности / Н. Г. Фомина, В. Ю. Бодряков // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 11. - С. 52-60.

34. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума : учебное пособи / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.

35. Ayalon, M. Mathematics teachers’ attention to potential classroom situations of argumentation / M. Ayalon, R. Hershkowitz // The Journal of Mathematical Behavior. - 2018. - Vol. 49. - P. 163-173.

36. Barrington, E. Teaching to student diversity in higher education: How multiple intelligence theory can help / E. Barrington // Teaching in Higher Education. - 2004. - Vol. 9, № 4. - P. 421-434.

37. Campbell, B. Teaching and learning through multiple intelligences / B. Campbell, D. Dickinson. - Washington : New Horizons for Learning, 1992. - 328 p.

38. Divjak, B. The impact of game-based learning on the achievement of learning goals and motivation for learning mathematics-literature review / B. Divjak, D. Tomić // Journal of Information and Organizational Sciences. - 2011. - Vol. 35, № 1. - P. 15-30.

39. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences / H. Gardner. - New York : Basic Books, 2011. - 474 p.

40. Gardner, H. Multiple Intelligences: The Theory into Practice / H. Gardner. - New York : Basic Books ; Harper Collins Publishers, 1993. - 304 p.

41. Gouws, F. E. Teaching and learning through multiple intelligences in the outcomes-based education classroom / F. E. Gouws // Africa Education Review. - 2007. - Vol. 4, № 2. - P. 60-74.

42. Guidoni, P. Forming teachers as resonance mediators / P. Guidoni, D. Iannece, R. Tortora // International Group for the Psychology of Mathematics Education. - 2005. - Vol. 3. - P. 73-80.

43. Hansen, J. W. Student cognitive styles in postsecondary technology programs / J. W. Hansen // Journal of Technology Education. - 1995. - Vol. 6, № 2. - P. 19-33.

44. Inhelder, B. The growth of logical thinking from childhood to adolescence / B. Inhelder, J. Piaget. - New York : Basic Books, 1958. - 356 p.

45. Mason, J. The importance of teachers’ mathematical awareness for in-the-moment pedagogy / J. Mason, B. Davis // Can. J. Sci. Math. Techn. - 2013. - Vol. 13. - P. 182-197.

46. Müller, U. Piaget’s Theory of Intelligence / U. Müller, K. Ten Eycke, L. Baker // Handbook of Intelligence / ed. by S. Goldstein, D. Princiotta, J. Naglieri. - New York : Springer, 2015. - P. 137-151.

47. Nicholson-Nelson, K. Developing Students’ Multiple Intelligences / K. Nicholson-Nelson. - New York ; Toronto ; London ; Auckland ; Sydney : Scholastic Professional Books, 1998. - 160 p.

48. Ojose, B. Applying Piaget's theory of cognitive development to mathematics instruction / B. Ojose // The Mathematics Educator. - 2008. - Vol. 18, № 1. - P. 26-30.

49. PISA-2021. Mathematics Framework. - URL: https://pisa2021-maths.oecd.org. - Text : electronic.

50. Polias, J. Pedagogical resonance: improving teaching and learning / J. Polias // Language support in EAL contexts. Why systemic functional linguistics? (Special Issue of NALDIC Quarterly). - 2010. - P. 42-49.

51. Semenova, I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I. N. Semenova. - Yelm (WA, USA) : Science Book Publishing House LLC, 2014. - 155 p.

52. Welsh, J. A. The development of cognitive skills and gains in academic school readiness for children from low-income families / J. A. Welsh, R. L. Nix, C. Blair, et al. // Journal of Educational Psychology. - 2010. - Vol. 102, № 1. - P. 43-53.


Для цитирования:


Бодряков В.Ю. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО ГАРДНЕРУ ВЫПУСКНИКОВ-МАТЕМАТИКОВ УРГПУ-2020: ФАКТЫ, ПРОГНОЗЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2020;(5):8-21. https://doi.org/10.26170/po20-05-01

For citation:


Bodryakov V.Yu. THE STRUCTURE OF INTELLIGENCE BY GARDNER OF GRADUATES-MATHEMATICIANS USPU-2020: FACTS, FORECASTS, RECOMMENDATIONS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):8-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-05-01

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)