Preview

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

https://doi.org/10.26170/po20-04-22

Полный текст:

Аннотация

Практика инклюзивного образования приобретает региональные особенности и ставит разнообразные проблемы в процессе реализации в образовательной системе. Особенности развития регионального инклюзивного образования и ведущие факторы, влияющие на его внедрение, исследованы недостаточно. На инклюзивное образование в России влияет много факторов, но одними из важных для субъектов РФ являются количество детей - инвалидов в разных регионах, структура заболеваний детей - инвалидов, количество образовательных организаций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и потенциал образовательных учреждений. Цель статьи и изложенного в ней исследования - выявление основных тенденций развития инклюзивного образования в Свердловской области и в стране с целью разработки способов оптимизации обучения для субъектов образовательного процесса. В статье рассматривается трехмерная модель развития инклюзивного образования, которая состоит из государственного регулирования и нормативно - правового регламентирования, социального обеспечения и образовательного развития. Роль социальной составляющей варьирует с учетом региональных особенностей и влияет на общественные потребности внедрения инклюзии в практику школьного образования. Образовательная составляющая зависит от понимания роли и миссии системы образования; финансовых и методических стимулов, разработанных для того, чтобы побудить школы быть восприимчивыми к разнообразию образовательных профилей; предполагает также обеспечение специальными учебно - методическими материалами и программами, наборами диагностических и реабилитационных методик. В статье рассмотрена необходимость использования потенциала образовательного компонента модели инклюзивного образования, в том числе и на основе опыта применения адаптированной основной общеобразовательной программы в школе. Это перспективный инструмент, учитывающий реальные социально - экономические условия регионов, их возможности в создании соответствующего обеспечения потребностей в инклюзивном образовании.

Об авторах

С. И. Глухих
Уральский государственный педагогический университет
Россия


В. И. Уваров
МАОУ СОШ № 170
Россия


Список литературы

1. Бирюкова, Ю. С. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области / Ю. С. Бирюкова, Л. В. Христолюбова // Специальное образование. - 2018. - № 2. - С. 6-13.

2. Задорин, И. В. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение / И. В. Задорин, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 60-73.

3. Иванова, В. Ю. Изучение готовности педагогического сообщества к процессу интеграции (инклюзии) детей с нарушениями в развитии / В. Ю. Иванова, В. Л. Рыскина // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 146-151.

4. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М., 2001.

5. Ливенцева, Н. А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы / Н. А. Ливенцева // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 1. - С. 20-29.

6. Махова, О. А. Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики / О. А. Махова // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - Вып. 12. - С. 898-902.

7. Нгуен, Х. Н. Развитие инклюзивного образования в России: правовые аспекты / Х. Н. Нгуен, Т. В. Шаталова, Е. Ю. Шинкарева [и др.]. - М. : Перспектива, 2015.

8. Нигматов, З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов. - Казань : Познание, 2014. - 220 с.

9. Нормативно-правовые акты Свердловской области, определяющие условия получения образования обучающимися с ОВЗ. - URL: https://multiurok.ru/files/normativno-pravovyie-akty-opriedieliaiushchiie-usl.html (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

10. Пасторова, А. Ю. Различные аспекты развития школьников, воспитывающихся в интегративной среде / А. Ю. Пасторова, В. Ю. Иванова // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 79-88.

11. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 335 с.

12. Пересмотренный дискуссионный документ ВОЗ. - URL: who.int›nmh/events/2012/ Discussion_paper3_RUS.pdf (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

13. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#047611132174244775 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

14. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

15. Семаго, М. М. Алгоритм оценки включения ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения / М. М. Семаго, Л. Ю. Дроздова, О. В. Шорохова [и др.] // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 89-100.

16. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

17. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

19. Федеральный реестр инвалидов. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1 (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

20. Хуснутдинова, М. Р. Основные тенденции развития инклюзивного образования в Москве / М. Р. Хуснутдинова // Социология образования. - 2016. - № 1. - С. 90-105.

21. Шенгальц, Е. В. Инклюзивное образование глазами учителей и школьников общеобразовательных организаций / Е. В. Шенгальц // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 4 (48). - С. 160-168.

22. Greenleaf, B. K. Children through the ages: A history of childhood / B. K. Greenleaf. - New York : Barnes & Noble, 1978.

23. European Agency for Special Needs and Inclusive Education, Agency Position on Inclusive Education Systems, European Agency. - Odense, Denmark, 2015. - 28 р.

24. Loreman, T. (2016). A Canada-Ukraine collaborative initiative for inclusive education in Ukraine: Participant perspectives / T. Loreman, D. McGhie-Richmond, A. Kolopayvea, et al. // School Effectiveness and School Improvement. - 2016. - № 27 (1). - P. 24-44.

25. OECD, PISA 2015 (Volume I): Excellence and Equity in Education. - OECD Publishing, Paris, 2016.


Для цитирования:


Глухих С.И., Уваров В.И. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):176-183. https://doi.org/10.26170/po20-04-22

For citation:


Glukhikh S.I., Uvarov V.I. REGIONAL FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):176-183. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-22

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)