Preview

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

https://doi.org/10.26170/po20-04-20

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования построения карьерного маршрута старшеклассниками с разной самооценкой. Рассматривается понятие карьерного маршрута в сравнении с карьерой. Исследование карьерного маршрута у старшеклассников обусловливается тем, что карьера прежде все ассоциируется с молодым специалистом, а также тем, что карьерный маршрут воспринимается как первоначальная версия профессиональной карьеры специалиста, более характерная для старшего подросткового возраста. В соответствии с актуальностью для профессионального самоопределения старшеклассника карьерный маршрут предлагается изучать с помощью проективной игры - методики авторской разработки. Основная цель исследования заключается в том, чтобы сравнить особенности карьерного маршрута у старшеклассников с высоким, средним и низким уровнями самооценки. В статье представлены результаты исследования, полученные с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа, а также методов математической обработки данных. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют увидеть схожесть и различие построения карьерного маршрута у старшеклассников с разным уровнем самооценки. Представлены примеры результатов проективной методики. Выводы позволяют определить схожесть карьерных маршрутов старшеклассников с высокой и низкой самооценкой по параметрам низкой содержательности и прагматичности. Полученные результаты позволяют сформировать практические рекомендации по построению карьерного маршрута для профориентаторов образовательных учреждений с учетом самооценки старшеклассника. С помощью разработанного диагностического инструментария можно будет выявлять такие особенности построения карьерного маршрута, как престижность выбираемой профессии, содержательность, достижимость самого карьерного маршрута и сферы деятельности для успешной реализации карьеры.

Об авторе

В. В. Усольцева
Омский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Барлас, Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я» / Т. В. Барлас. - М. : Академия, 1997. - 160 с.

2. Бедарева, Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / Т. Бедарева, А. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.

3. Беляева, Е. В. Становление карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения / Е. В. Беляева, Н. А. Галкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - Т. 1, № 2 (50). - С. 234-241.

4. Беляцкий, Н. П. Менеджмент: Деловая карьера / Н. П. Беляцкий. - Минск : Вышэйшая школа, 2001. - 303 с.

5. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М. А. Бендюков. - СПб. : Речь, 2006. - 236 с.

6. Будущее рынка труда. - Текст : электронный // Атлас новых профессий. - URL: http://atlas100.ru/ future/ (дата обращения: 25.06.2020).

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

8. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности / Ф. Зимбардо. - Самара : Бахрах, 2003. - 432 с.

9. Казанцева, Г. Н. Опросник по изучению самооценки / Г. Н. Казанцева. - URL: https://psylist.net/praktikum/00351.htm (дата обращения: 25.06.2020). - Текст : электронный.

10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 304 с.

11. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 312 с.

12. Минюрова, С. А. Психология саморазвития человека в профессии / С. А. Минюрова. - М. : Спутник+, 2008. - 298 с.

13. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжникова. - М. : Академия, 2007. - 503 с.

14. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

15. Терновская, О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе / О. П. Терновская // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 2. - С. 65-73.


Для цитирования:


Усольцева В.В. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):162-168. https://doi.org/10.26170/po20-04-20

For citation:


Usoltseva V.V. FEATURES OF CONSTRUCTION CAREER COURSE SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT SELF-ESTEEM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):162-168. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-20

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)