Preview

СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

https://doi.org/10.26170/po20-04-19

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются социально - психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально - психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом - стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико - методологический анализ научной литературы, логико - смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуально - ориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Т. Д. Буковей
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 301 с.

2. Акопян, Л. С. Трансвитальность как смысловое образование личности в позднем возрасте / Л. С. Акопян // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4 (9). - С. 11-15.

3. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноразов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.

4. Деркач, А. А. Самореализация - основание акмеологического развития / А. А. Деркач, Э. В. Сайко. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - С. 207.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - С. 16-21.

6. Зеер, Э. Ф. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева, Э. Э. Сыманюк ; Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ун-т. - М. : Издательство МПСУ, 2015. - 95 с.

7. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 544 с.

8. Климов, Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / Е. А. Климов. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 192 с.

9. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. - 154 с.

10. Маркова, А. Е. Психология профессионализма / А. Е. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 308 с.

11. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.

12. Петровский, В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. - 2009. - № 1. - С. 41.

13. Поваренков, Ю. М. Психологическая концепция профессионального становления личности / Ю. М. Поваренков // Звезды ярославской психологии / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2000. - С. 145-218.

14. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.]. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

15. Фельдштейн, Д. И. Проблемы развития личности в современных условиях / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - № 3 (4). - С. 7-15.

16. Baltes, P. An all-age approach in developmental psychology: a study of the dynamics of ups and downs over the course of life / P. Baltes // Psychological journal. - 1994. - № 15 (1). -P. 16-28.

17. Bandura, A. Self-efficacy: Mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. - 1982. - № 37 (2), February. - P. 122-147.

18. Boudreau, J. W. Effects of personality on executive career success in the United States and Europe / J. W. Boudreau, W. R. Boswell, T. A. Judge // J. of Vocational Behavior. - 2001. - Vol. 58. - P. 53-81.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Буковей Т.Д. СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):152-161. https://doi.org/10.26170/po20-04-19

For citation:


Zeer E.F., Symaniuk E.E., Bukovey T.D. STRATEGIES AND TECHNOLOGIES FOR OVERCOMING CONFLICTING REALITIES IN THE LIFE OF PEOPLE IN LATE ADULTHOOD. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):152-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-19

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)