Preview

ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С НУЛЕВЫМ СТАРТОВЫМ УРОВНЕМ

https://doi.org/10.26170/po20-04-18

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросу обучения немецкому языку студентов неязыковых специальностей с нулевым стартовым уровнем в русле поликультурной многоязычной стратегии обучения в вузе. В статье представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам обучения иностранному языку на начальном этапе. Понятие начального этапа изучения иностранного языка подлежит рассмотрению в разных вариантах европейской шкалы уровней владения иностранными языками (CEFR и ALTE), приводятся примеры терминологии для данной категории обучающихся в англо - и немецкоязычном языковом пространстве. Выявлены и проанализированы разные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на трактовку понятий «начальный этап в обучении иностранных языков», «элементарный уровень» и «нулевой стартовый уровень». В исследовании начальный этап обучения иностранным языкам рассматривается в связи с психолого - физиологическими, антропологическими и педагогическими факторами возрастной группы, начинающей изучать иностранный язык. В статье анализируется двоякое понимание в психолого - педагогических источниках термина «начальный этап»: в значении обучения «от нуля», который характеризуется абсолютным началом изучения языка, нулевым стартовым уровнем владения языком и рассмотрением начального этапа как первого цикла в конкретной организационной форме обучения, например, вводный курс в общеобразовательной школе или корректировочный курс в вузе. Начальный этап в данной статье понимается в абсолютном значении нулевого стартового уровня владения языком. Особое внимание уделяется анализу научно - методических исследований по вопросу обучения студентов высшей школы иностранному языку на начальном этапе. В работах рассмотрению подлежат условия для максимального приближения уровня владения иностранным языком начинающих с «нуля» студентов к концу первого курса к уровню остальных обучающихся. В статье уделяется большое внимание изучению опыта преподавания немецкого языка на начальном этапе отечественных и зарубежных авторов. В выводах статьи указывается на недостаточность разработанности данного вопроса и необходимость разработки методики обучения немецкому языку студентов неязыковых специальностей с нулевым стартовым уровнем.

Об авторе

Е. Г. Якушева
Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Беленкова, Н. М. Реализация коммуникативного тренинга как лингводидактической технологии обучения иностранному языку в поликультурной образовательной среде современного университета: стартовые уровни владения языком А2-В1 : дис. … канд. пед. наук / Беленкова Н. М. - М., 2010. - 310 с.

2. Бобрицкая, Ю. М. Методика формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыкового вуза : дис.. канд. пед. наук / Бобрицкая Ю. М. - СПб., 2015. - 280 с.

3. Борисенко, Т. И. Некоторые методологические аспекты интенсивного обучения английскому языку на начальном этапе / Т. И. Борисенко // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - Т. 4. - С. 76-79.

4. Бородулина, М. К. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе / М. К. Бородулина, И. М. Минина. - М. : Высшая школа, 1968. - 118 с.

5. Вафеев, Р. А. Двуязычие и многоязычие как факторы экономической, социально-политической интеграции стран и народов / Р. А. Вафеев, Г. С. Нурдинова // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - № 2 (17). - С. 17-23.

6. Газзаев, В. Л. Многоязычие и этнокультурная толерантность как факторы интеграции образовательного пространства / В. Л. Газзаев // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2011. - № 2. - С. 24-27.

7. Горянский, В. Д. А по-русски будет так … (нулевой стартовый уровень) : учебное пособие по рус. яз. для учащихся из Германии / В. Д. Горянский. - Ростов н/Д. : Биос, 2001. - 88 с.

8. Густова, Е. П. Ускоренное восполнение базового языкового уровня в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза: английский язык : дис.. канд. пед. наук / Густова Е. П. - Нижний Новгород, 2010. - 261 с.

9. Есипович, К. Б. Книга для учителя к учебному пособию «Немецкий за два года» / К. Б. Есипович. - М. : Просвещение, 1989. - 240 с.

10. Иевлева, З. Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев / З. Н. Иевлева. - М. : Русский язык, 1981. - 145 с.

11. Маметова, Ю. Ф. Поликультурная многоязычная стратегия обучения в вузе как основная тенденция современной языковой образовательной политики / Ю. Ф. Маметова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 225-227.

12. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент по языковой политике, Страсбург. - М. : Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2005. - 248 с.

13. Парфенова, Е. Л. Английский язык в филологическом освещении: начальный этап овладения : дис. … канд. филол. наук / Е. Л. Парфенова. - М., 2003. - 149 с.

14. Пеунова, Е. В. О результативности работы со студентами, начинающими изучение иностранного языка «с нуля» / Е. В. Пеунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 1 (11). - С. 167-170.

15. Резникова, А. В. Поликультурность как основополагающий фактор современной образовательной системы / А. В. Резникова, А. В. Внуковская, Ш. А. Шокиров // Современные наукоемные технологии. - 2018. - № 8. - С. 214-217.

16. Смолякова, Н. С. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной образовательной программы «2+2» / Н. С. Смолякова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 1, № 11. - С. 197-200.

17. Хидирова, Г. А. Формирование социально-познавательной активности студентов на начальном этапе изучения английского языка в вузе : дис. … канд. пед. наук / Хидирова Г. А. - Махачкала, 2005. - 160 с.

18. Яковлева, Е. В. Некоторые филологические и психолингвистические аспекты преподавания иностранного языка на начальном этапе / Е. В. Яковлева // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. - М. : Экзамен, 2004. - С. 210-213.


Для цитирования:


Якушева Е.Г. ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С НУЛЕВЫМ СТАРТОВЫМ УРОВНЕМ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):147-151. https://doi.org/10.26170/po20-04-18

For citation:


Yakusheva E.G. GERMAN LANGUAGE TEACHING STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALTIES WITH BEGINNER STARTING LEVEL. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):147-151. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-18

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)