Preview

РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

https://doi.org/10.26170/po20-04-17

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов. В настоящее время по мере расширения международного общения и сотрудничества между Китаем и Россией, в том числе в образовательной сфере, все больше китайских студентов приезжают в Россию для получения разной формы языкового образования в вузах. Однако незнание культуры русского народа, национальных социокультурных норм отрицательно влияют на их межкультурную коммуникацию. Это делает актуальными исследования, посвященные формированию лингвокультурологической компетенции китайских обучающихся. В данной статье используется ряд методов: аналитический, анкетирование, сравнительный и диагностический методы. Целью нашего исследования является обоснование необходимости развития лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов в процессе обучения русскому языку на материале национально обусловленных языковых единиц. В статье рассматриваются следующие методы формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов при изучении русского языка: ознакомление с культурно - исторической средой носителя изучаемого языка, с национально обусловленными языковыми единицами; формирование национального языкового сознания, способствующего выявлению общечеловеческого в культурах, их общих и национально - специфических черт; работы по более глубокому вхождению в языковую картину мира двух народов, пониманию их психологии, характера, обычаев, обрядов, истории, нашедших в национальной языковой картине мира своеобразное воплощение. Надеемся, что данная статья поможет усилить мотивацию китайских студентов к изучению русского языка, к овладению языковой картиной мира народа изучаемого языка, а в результате - к формированию их лингвокультурологической компетенции.

Об авторах

Ц. Шан
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


Р. Г. Давлетбаева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


Список литературы

1. Верещагин, Е. М. Язык и культура, лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - 4-е изд. - М. : Русский язык, 1990. - 246 с.

2. Ван, Дань. Формирование содержания обучения русской лексике китайских студентов-филологов в рамках лингвокультурологического подхода (на материале лексико-семантической группы наименований одежды) : дис.. канд. пед. наук / Ван Дань. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 262 с.

3. Васильева, Г. М. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки / Г. М. Васильева // Мир русского слова. - 2012. - № 1. - С. 22-25.

4. Воробьев, В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев. - М. : Изд-во РУДН, 2008. - 331 с.

5. Давлетбаева, Р. Г. Коммуникативно-культурологический подход к формированию билингвальной языковой личности младшего школьника / Р. Г. Давлетбаева. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. - 248 с.

6. Каверина, И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе / И. И. Каверина. - Текст : электронный // Эйдос. - 2007. - URL: https://www//eidos.ru/ journal/2007/0222/htm (дата обращения: 16.04.2020).

7. Капинос, В. И. Обучение русскому языку в школе : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. И. Капинос, Е. А. Быстрова, С. И. Львова [и др.]. - М. : Дрофа, 2004. - 240 с.

8. Колыхалова, О. А. Социокультурные и философские аспекты билингвизма : автореф. дис. … д-ра филос. наук / Колыхалова О. А. - М., 2000. - 44 с.

9. Лю, Хун. Формирование лингвострановедческой компетенции китайских студентов-филологов на начальном этапе обучения : дис. … канд. пед. наук / Лю Хун. - М., 2001. - 212 с.

10. Мамонтов, А. С. Язык и культура: основы сопоставительного лингвострановедения : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Мамонтов А. С. - М., 2000. - 53 с.

11. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

12. Охотникова, В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях : автореф. дис. … канд. пед. наук / Охотникова В. В. - Омск, 2000. - 23 с.

13. Саяхова, Л. Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения / Л. Г. Саяхова. - Уфа : Китап, 2006. - 224 с.

14. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 81 с.

15. Ятаева, Е. В. Учебный глоссарий как средство развития учебной иноязычно-лексической компетенции в профессиональном языковом образовании : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ятаева Е. В. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.


Для цитирования:


Шан Ц., Давлетбаева Р.Г. РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):140-146. https://doi.org/10.26170/po20-04-17

For citation:


Shang J., Davletbaeva R.G. DEVELOPMENT OF THE LINGUACULTURAL COMPETENCE OF CHINESE STUDENTS OF RUSSIAN IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):140-146. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-17

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)