Preview

Применение сценарной методики как средства учебного межкультурного иноязычного тренинга

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена проблематике межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов лингвистических направлений подготовки. В статье рассматриваются возможности и особенности применения сценарной методики в процессе освоения обучающимися дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации». Сценарная методика рассматривается как средство развития практических межкультурных иноязычных навыков студентов-лингвистов. Данная методика предлагается в качестве одного из компонентов учебного межкультурного иноязычного тренинга. Применение сценарной методики в процессе практического межкультурного обучения и воспитания обучающихся способно оказать положительное воздействие на развитие межкультурной иноязычной компетенции будущих лингвистов-переводчиков. Сценарная методика является относительно новым средством, применяемым в межкультурной дидактике немецкоязычных стран, в частности, в области межкультурного тренинга. Данная методика получила широкое распространение и была признана немецкоязычными исследователями проблематики межкультурного обучения и воспитания в качестве одного из успешных практических средств развития межкультурной компетенции. Изучение и применение опыта немецкоязычных стран представляет интерес для российского высшего образования, открывает возможности применения одной из лучших западных образовательных практик в процессе межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов российских вузов. В статье приведены и проанализированы примеры применения сценарной методики в процессе межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов-лингвистов, описаны технологии и возможности использования данной методики для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и межкультурной иноязычной компетенции в целом.

Об авторах

А. А. Белозерова
Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Л. И. Корнеева
Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Bonnet A., Breidbach S. Reflexion inszenierbar machen. Die Bedeutung der Bildungsgangforschung für die Fremdsprachendidaktik. // Sprachen lernen und lehren. Die Perspektive der Bildungsgangforschung. - 2007. - S. 253-272.

2. Bosse E. Interkulturelle Qualifizierungsangebote für Studierende: mehrstufig, studienbegleitend und nachhaltig // Das Andere lehren. Handbuch zur Lehre Interkultureller Handlungskompetenz. - 2010. - S. 35-49.

3. Fischer V., Kallinikidou D., Stimm-Armingeon B. Handbuch interkulturelle Gruppenarbeit. - Schwalbach : Wochenschau-Verlag, 2007. - 373 s.

4. Franzke B., Shvaikovska V. Interkulturelles Training in einer Einwanderungsgesellschaft. 55 Critical Incidents für die Arbeitsfelder Jobcenter, Kommunalverwaltung, Kunst und Polizei. - Bielefeld : W. Bertelsmann, 2016. - 264 s.

5. Göhmann L. Theatrale Wirklichkeiten. Möglichkeiten und Grenzen einer systemisch-konstruktivistischen Theaterpädagogik im Kontext ästhetischer Bildung. - Aachen : Mainz-Verlag, 2004. - 338 s.

6. Grünewald A. Förderung interkultureller Kompetenz durch Lernaufgaben // Fremdsprachen lehren und lernen. - 2012. - Heft 1. - S. 54-71.

7. Klawe W. Interkulturelles Lernen im Spiel. Spielpädagogische Ansätze für die Jugendarbeit // Lernen gegen Ausländerfeindlichkeit. Pädagogische Ansätze zur Auseinandersetzung mit Orientierungsverlust, Vorurtei-len und Rassismus. - 2003. - S. 79-87.

8. Koch G. Theatralisierung von Lehr-Lernprozessen // Innovative Hochschuldidaktik. - 2003. - Band 14. - S. 12-15.

9. Krause A., Pauls M. Evaluation interkultureller Trainings zur Auslandsvorbereitung // Discussion Paper. - 2003. - №6. - 27 s.

10. Krause M. Interkulturelle Erziehung und Theaterpädagogik // Dokumentation der wissenschaftlichen Fachtagung des Bundesverbandes Theaterpädagogik. - 1992. - S. 5-18.

11. Kurzenberger H., Matzke A. TheorieTheaterPraxis. - Berlin : Theater der Zeit, 1994. - 380 s.

12. Lauritzen P. Sechs Monate europäischer Fortbildung in drei Phasen. Schwerpunkt: Interkulturelle Ju-gendarbeit // Interkulturelles Lernen in Theorie und Praxis. Ein Handbuch für Jugendarbeit und Weiterbildung. - 1994. - S. 219-236.

13. Rathje S. Training / Lerntraining // Wie lehrt man interkulturelle Kompetenz? Theorien, Methoden und Praxis in der Hochschulausbildung. Ein Handbuch. - 2010. - S. 215-240.

14. Scheitza A. Interkulturelle Kompetenz: Forschungsansätze, Trends und Implikationen für interkulturelle Trainings // Interkulturelle Kompetenz im Wandel. - Band 1. - S. 91-121.

15. Wunram H., Dussap A. Methodeninventar für Interkulturelles Lernen. - Haute-Alsace : NovaTris, 2015. - 45 s.


Для цитирования:


Белозерова А.А., Корнеева Л.И. Применение сценарной методики как средства учебного межкультурного иноязычного тренинга. Педагогическое образование в России. 2018;(2):74-79.

For citation:


Belozerova A.A., Korneeva L.I. APPLICATION OF A SCENARIO TECHNOLOGY AS A TOOL OF EDUCATIONAL INTERCULTURAL FOREIGN-LANGUAGE TRAINING. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):74-79. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)