Preview

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СТРАТЕГИЯМ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА СФЕРЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

https://doi.org/10.26170/po20-04-13

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования вызвана существованием проблемы трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся неязыкового вуза при работе с лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, и ограниченным количеством исследований относительно поиска средств и способов обучения студентов самостоятельному преодолению встречающихся трудностей. Результаты обзора современных тенденций в области обучения иноязычной лексике, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей относительно разработки учебных стратегий, проведение поискового исследования позволили спроектировать и реализовать на практике методическое обеспечение для обучения студентов неязыкового вуза иноязычной лексике профессионального дискурса. Под стратегиями работы с лексикой в исследовании понимаются речевые действия общего характера, направленные на преодоление трудностей работы с лексикой. Тактики применительно к проблематике исследования трактуются как речевые действия частного характера, направленные на преодоление трудностей работы с лексикой. Стратегии работы с лексикой рассматриваются в качестве оптимальных средств преодоления лексических трудностей и последовательного развития соответствующих иноязычных лексических умений и знаний, иноязычной лексической компетенции в целом. Таковыми выступили стратегии первоначальной обработки лексического материала, развития индивидуального лексического поля, идентификации, понимания и смыслового анализа, коммуникативного применения лексических единиц, контроля и коррекции высказывания. Стратегии, реализующиеся посредством тактик, заложены в специальном комплексе упражнений, объединяющем группы подготовительных, речевых, контролирующих и дополнительных упражнений. Упражнения для аудиторной работы выступают ведущими, в то время как упражнения, предназначенные для самостоятельной работы, являются вспомогательными и предлагаются в более облегченном виде. Комплекс упражнений разработан на материале англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, включая текстовые, аудио - и видеофрагменты, предварительно прошедшие необходимую методическую обработку. Авторами видится практическая целесообразность предлагаемого комплекса упражнений в связи с положительными результатами его апробации в условиях неязыкового вуза.

Об авторах

М. В. Ермолаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Н. Сергеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника (Опыт системно-структурного описания) / И. Л. Бим. - М. : Русский язык, 1977. - 288 с.

2. Вепрева, Т. Б. Стратегии обучения профессионально-ориентированному вокабуляру / Т. Б. Вепрева // Lingua mobilis. - 2015. - № 2 (53). - С. 83-90.

3. Гурвич, П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков : учебное пособие / П. Б. Гурвич. - Владимир, 1982. - 77 с.

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году» / МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). - 2018. - 376 с. - URL: https://old.mchs.ru/upload/site1/document_file/hniVNLexTC.pdf (дата обращения: 10.11.2019). - Текст : электронный.

5. Левитан, К. М. Юридическая педагогика : учебник / К. М. Левитан. - М. : Норма, 2008. - 432 с.

6. Митрофанова, К. А. Обучение иноязычной лексике медицинской сферы студентов-медиков : дис. … канд. пед. наук / Митрофанова К. А. - Екатеринбург, 2010. - 168 с.

7. Мощанская, Е. Ю. Дискурс медицины катастроф в межкультурном и переводческом аспекте / Е. Ю. Мощанская, В. Г. Авдеева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 1 (82). - С. 71-78.

8. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева [и др.]. - М. : КНОРУС, 2017. - 390 с.

9. Павлова, Л. П. Формирование иноязычной лексической компетентности у студентов экономического вуза / Л. П. Павлова // Инновационные образовательные технологии. - 2011. - № 2. - С. 44-50.

10. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для ОПОП 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности» / сост. П. В. Кропотухина, Н. Н. Сергеева. - Екатеринбург, 2018. - 22 с.

11. Серова, Т. С. Система упражнений для развития лексической компетенции / Т. С. Серова, Г. Р. Чайникова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 91-97.

12. Шамов, А. Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи : монография / А. Н. Шамов. - Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2016. - 230 с.

13. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учебное пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностранный язык» / С. Ф. Шатилов. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.

14. Ширшов, В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / В. Д. Ширшов. - Екатеринбург, 2016. - 345 с.

15. Уфимцева, О. В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью : дис.. канд. пед. наук / Уфимцева О. В. - Екатеринбург, 2015. - 298 с.


Для цитирования:


Ермолаева М.В., Сергеева Н.Н. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СТРАТЕГИЯМ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА СФЕРЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):106-113. https://doi.org/10.26170/po20-04-13

For citation:


Ermolaeva M.V., Sergeeva N.N. EXERCISES AIMED AT TEACHING STRATEGIES FOR WORKING WITH THE VOCABULARY OF ENGLISH CIVIL PROTECTION DISCOURSE TO NON-LINGUISTIC STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):106-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-13

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)