Preview

ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА: ПО ДАННЫМ ВЕРБАЛЬНО-АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

https://doi.org/10.26170/po20-04-11

Полный текст:

Аннотация

В статье ставится проблема определения ценностных доминант, актуальных для формирования картины мира «вторичной языковой личности» (в данном случае - иностранных студентов военно - инженерного профиля). Исследование проводится с привлечением метода вербально - ассоциативного эксперимента, позволяющего на основе опросов, проведенных среди носителей русского языка и иностранцев, изучающих русский язык, выявить доминанты в системе ценностей военнослужащих. Наблюдения за данными концептами показывают, что в сознании русских курсантов преобладает морально - патриотическая, нравственная составляющая. Ассоциации у иностранцев сопряжены в первую очередь с военной агрессией (в ядерную зону вошли единицы сила, оружие, смелость ). В вербально - ассоциативном ряду, отмеченном на стимул ВОЕННЫЙ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА, в анкетах российских курсантов ядерными в результате количественного исследования оказались единицы с положительной коннотацией ( мужество, честь, защита, ответственность ), которые в анкетах иностранных студентов попали в периферийную зону. Результаты статистического исследования подтверждают необходимость формирования ценностных доминант в структуре картины мира иностранных военнослужащих, осваивающих профессию военного инженера в России, в соответствии с традиционными российскими ценностями осмысления воина не как агрессора и завоевателя, но как мужественного защитника Отечества. В связи с этим подчеркивается необходимость разработки методики профессионально - ориентированного обучения на основе выявленных ценностных доминант.

Об авторах

Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Чубко
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова
Россия


Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Языковые категории как формат знания / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 5-22.

2. Ван, Синхуа. Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью : дис. … канд. филол. наук / Ван Синхуа. - Томск, 2020. - 663 с.

3. Дзюба, Е. В. Когнитивная лингвистика : учебное пособие для высших учебных заведений / Е. В. Дзюба. - Екатеринбург, 2018. - 280 с.

4. Дзюба, Е. В. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного / Е. В. Дзюба, А. Э. Массалова // Филологический класс. - 2017. - № 3 (49). - С. 41-46.

5. Ивин, А. А. Аксиология / А. А. Ивин. - М. : Высш. шк., 2006. - 390 с.

6. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 472 с.

7. Карасик, В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения / В. И. Карасик // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике. - Тяньцзинь, 2018. - С. 3-11.

8. Кочетова, Л. А. Динамика оценочной стратегии в аксиологическом дискурсе / Л. А. Кочетова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2013. - № 1 (17). - С. 103-109.

9. Массалова, А. Э. Особенности и содержание профессионально ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного в военном вузе инженерного профиля / А. Э. Массалова, Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 92-97.

10. Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. Прямой словарь: от стимула к реакции / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов [и др.] ; РАН, Ин-т рус. яз. - М., 1994. - С. 191-218. - (Ассоциативный тезаурус современного русского языка).

11. Небольсина, П. А. Языковая картина мира: определение понятия / П. А. Небольсина. - М. : ПСТГУ, 2005. - 438 с.

12. Серебренникова, Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа текста / Е. Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов : коллективная монография. - М. : ТЕЗАУРУС, 2011. - 352 с.

13. Улыбин, С. В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Улыбин С. В. - М., 2010.


Для цитирования:


Дзюба Е.В., Чубко Е.В. ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА: ПО ДАННЫМ ВЕРБАЛЬНО-АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Педагогическое образование в России. 2020;(4):92-99. https://doi.org/10.26170/po20-04-11

For citation:


Dziuba E.V., Chubko E.V. VALUE DOMINANTS IN LINGUISTIC WORLD VIEW OF THE MILITARY ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS: BASED ON THE VERBAL-ASSOCIATIVE EXPERIMENT. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):92-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)