Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ ДЛЯ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.26170/po20-04-09

Полный текст:

Аннотация

Одним из актуальных вопросов методики преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) является разработка результативных методов и способов обучения русскому языку студентов разных национальностей. Данная статья посвящена особенностям преподавания РКИ в китайской аудитории и предназначена для преподавателей РКИ, аспирантов и студентов, обучающихся по данной специальности. Авторы считают, что для обучения РКИ носителей китайского языка эффективен психолингвистический подход, включающий выявление особенностей восприятия информации и определение латерального профиля носителей китайского языка. С учетом специфики системы китайского языка и методики преподавания китайского языка как родного были выявлены такие особенности восприятия, как доминирование правого полушария и одинаковая развитость трех каналов восприятия - аудиального, визуального и кинестетического. Для создания комплекса упражнений авторами были использованы экспериментальные методики: направленный ассоциативный эксперимент, методика заполнения лакун, методика завершения высказывания, а также сопоставительная методика. В процессе обучения воздействие на основные каналы восприятия осуществлялось при помощи аудиовизуальных средств. Результатом исследования стал комплекс упражнений на тему «Русский речевой этикет» для носителей китайского языка, созданный с опорой на психолингвистический подход к обучению РКИ. На основании полученных данных авторы сделали следующие выводы: опора на латеральный профиль повышает эффективность обучения, однако преподавателю необходимо дифференцировать задания по составу, форме, объему материала и времени, отведенному на их выполнение; операции сопоставления помогают носителям китайского языка лучше усваивать материал, но только в тех ситуациях, когда сопоставление возможно; использование аудиально - визуального ряда является продуктивным и облегчает работу с невербальными средствами языка; кинестетическое подкрепление эффективно в ситуациях проигрывания коммуникативных ситуаций с обучающимися; наиболее легко выполняются задания, основанные на методике направленного ассоциативного эксперимента. В свою очередь, задания, созданные с опорой на методики вероятностного прогнозирования, не менее эффективны, но на начальном этапе сложны для обучающихся и требуют некоторых ограничений.

Об авторах

А. А. Ван-Чан-Жоу
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. - М., 1959. - 227 с.

2. Большой психологический словар / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 440 с.

3. Вакула, Е. А. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на начальном этапе обучения / Е. А. Вакула, В. В. Колесникова, Е. Ю. Можаева. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=27790 (дата обращения: 05.07.2020).

4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

5. Геодакян, В. А. Асинхронная асимметрия / В. А. Геодакян // Журнал высшей нервной деятельности. - 1993. - № 43, вып. 3. - С. 543-561.

6. Гридина, Т. А. Невербальная коммуникация : практикум / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова, Н. А. Воробьева. - Екатеринбург, 2015. - 106 с.

7. Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю. Н. Караулов // Русский ассоциативный словарь : в 2-х т. / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов [и др.]. - М., 2002. - Т. 1. - 784 с.

8. Коновалова, Н. И. Психодиагностика речевой способности / Н. И. Коновалова. - Екатеринбург, 2015. - 121 с.

9. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

10. Пасов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пасов. - М., 1989. - 276 с.

11. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М. : Восток-Запад, 2007. - С. 34.

12. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 570 с.

13. Словарь русского языка : в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз. ; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 1. - 663 с.

14. Стернин, И. А. О национальном коммуникативном сознании / И. А. Стернин // Лингвистический вестник. - Ижевск, 2002. - Вып. 4. - С. 87-94.

15. Чан, Динь Лам. Обучение китайских студентов за пределами Китая: проблемы и решение / Чан Динь Лам // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5-1. - С. 170-173.

16. Deese, J. The structure of associations in language and thought / J. Deese. - Baltimore : The John Hopkins Press, 1965. - 216 р.

17. Erofeeva, A. A. Actual problems of teaching russian language as the language of the specialty of foreign / A. A. Erofeeva, Z. F. Yusupova // RevistaPublicando. - 2018. - № 16 (1). - P. 324-331.

18. Krutikova, M. Effective strategies for foreign language teaching: a focus on Russian / M. Krutikova // A portfolio submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of second language teaching. Logan. - Utah State University, 2017. - 159 p.

19. Mikeshova, E. A. The use of multimedia technologies in teaching Russian as a foreign language: a film-viewing study / E. A. Mikeshova // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2017. - № 3. - P. 367-377.

20. Rusetskaya, M. N. The use of audiovisual technologies in teaching Russian as a foreign language (as exemplified by podcasts) / M. N. Rusetskaya, E. V. Rubleva, A. S. Khekhtel // Amazonia Investigo. - 2019. - Vol. 8, № 20. - P. 582-595.


Для цитирования:


Ван-Чан-Жоу А.А., Руженцева Н.Б. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ ДЛЯ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА. Педагогическое образование в России. 2020;(4):75-82. https://doi.org/10.26170/po20-04-09

For citation:


Van-Chan-Zhou A.A., Ruzentseva N.B. PSYCHOLINGUISTIC APPROACH IN THE METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN FOR CHINESE SPEAKERS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-09

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)