Preview

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧИТЕЛЯ

https://doi.org/10.26170/po20-04-08

Полный текст:

Аннотация

Формирование новых образовательных результатов невозможно в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, форм и средств обучения. Повсеместное внедрение средств компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности заставляет искать новые формы организации учебного процесса. Одной из форм модернизации образовательной деятельности в классе является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС). В педагогической литературе достаточно много примеров формирования и использования таких сред, и уже это множество наводит на мысль, что не существует универсальной ИОС. Как и сама личность учителя информационно - образовательная среда должна соответствовать задачам обучения, с одной стороны, а также возможностям и наклонностям конкретных учащихся, с другой. Поэтому образовательная практика порождает необходимость рассмотрения аспектов внедрения ИОС в учебный процесс. В контексте сказанного в статье изложены теория и практика проектирования информационно - образовательной среды учителя. Предложена проект - программа формирования личной ИОС педагога. Рассматривается проблема когнитивного диссонанса обучающихся. На основе анализа литературных источников, нормативных документов, обобщения результатов исследований предложены варианты наполнения содержательно - деятельностных компонентов технологии формирования информационно - образовательной среды, приводится структура, уровни, функции ИОС, установлены этапы проектирования информационно - образовательной среды учителя. Теоретическая значимость результатов заключается в анализе структуры информационно -о бразовательной среды, обусловлена педагогическая целесообразность и дидактическая значимость создания личной информационно - образовательной среды учителя. Практическая значимость заключается в разработке проект - программы по проектированию информационно - образовательной среды учителя. Сформулированы выводы о целесообразности разработки ИОС учителя, направленной на устранение когнитивного диссонанса обучающихся. Созданы предпосылки для изменения организации учебного процесса в школе.

Об авторах

Т. Л. Блинова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


К. Ю. Наймушина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Атанасян, С. Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза / С. Л. Атанасян, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. - М. : ИСМО РАО, 2007. - Вып. 2. - С. 5-14.

2. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - СПб. : СВЕТ, 1997. - 400 с. : ил.

3. Блинова, Т. Л. Методология обучения математике в рамках когнитивистского подхода / Т. Л. Блинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 13-20.

4. Блинова, Т. Л. Психологические основы создания когнитивного портрета обучаемого / Т. Л. Блинова // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Л. Фоменко ; под общ. ред. Н. Е. Поповой. - Екатеринбург, 2019. - С. 25-28.

5. Блинова, Т. Л. Учет когнитивного стиля студентов и стиля преподавания в подготовке учителя математики / Т. Л. Блинова, К. Ю. Наймушина, И. Е. Подчиненов // Формирование готовности к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза : материалы Международ. научн.-практ. конф. (Нижний Тагил, 29 мая 2019 г.) / отв. ред. Л. Ю. Ерохина. - Ставрополь : Логос, 2019. - C. 32-35.

6. Блинова, Т. Л. Когнитивно-информационная парадигма обучения / Т. Л. Блинова, И. Е. Подчиненов // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 49-54.

7. Ганичева, Е. М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения / Е. М. Ганичева // Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). - Вологда : Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012. - С. 147-148.

8. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». - Текст : электронный // Национальный стандарт Российской Федерации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 10.12.2019).

9. Григорьев, C. Г. Информатизации образования: необходимо учить / С. Г. Григорьев. - Текст : электронный // Конгресс конференции «ИТО». - URL: http://ito.edu.ru/2002/P/P-0-225.html (дата обращения: 15.01.2020).

10. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В. В. Гура. - Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2007. - 320 с.

11. Зверева, Л. Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России / Л. Г. Зверева, А. Г. Ткачева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 3. - С. 43-45.

12. Ильченко, О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых ресурсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием) : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ильченко О. А. - М., 2002. - 20 с.

13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / под ред. Б. Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

14. Комелина, Е. В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды : автореф. дис.. канд. пед. наук / Комелина Е. В. - М., 2012. - 25 с.

15. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы : учебное пособие / Ю. Г. Коротенков. - М. : Академия АйТи, 2010. - 152 с. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/ Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (дата обращения: 05.03.2020). - Текст : электронный.

16. Котельникова, Е. В. Исторические истоки и современные тенденции развития системы образования на примере Южной Кореи / Е. В. Котельникова, И. В. Ким // Аллея науки. - 2017. - Т. 2, № 15. - С. 679-694.

17. Курова, Н. Н. Информационная среда как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе : автореф. дис. … канд. пед. наук / Курова Н. Н. - Самара, 2009. - 24 с.

18. Меськов, В. С. Когнитивно-компетентностная парадигма образования / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - С. 46-62.

19. Наливайкин, А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды / А. Ю. Наливайкин // Педагогика профессионального образования. - 2012. - № 1 (4). - С. 101-103.

20. Прудникова, Т. А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации / Т. А. Прудникова, Т. А. Поскакалова // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8, № 2. - С. 67-82.

21. Семенова, И. Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий : учебное пособие / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин ; под ред. Б. Е. Стариченко. - Екатеринбург, 2013. - 144 с.

22. Слепухин, А. В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов / А. В. Слепухин, Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 128-138.

23. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики : учебное пособие / Б. Е. Стариченко. - Екатеринбург, 2013. - 152 с.

24. Стариченко, Б. Е. О построении информационного обеспечения учебного процесса в вузе / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 39-44.

25. Стариченко, Б. Е. Принципы построения информационно-технологической модели обучения / Б. Е. Стариченко // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы : материалы 9-й Междунар. науч. конф. - Екатеринбург, 2012. - С. 46-51.

26. Стариченко, Б. Е. Определение дидактической среды для построения методов электронного обучения в современной образовательной парадигме / Б. Е. Стариченко, И. Н. Семенова // Информационные и коммуникационные технологии в образовании : сб. тр. 8-й Междунар. науч.-практ. конф. / ИРРО. - Екатеринбург, 2014. - С. 130-131.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). - URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.12.2019). - Текст : электронный.

28. Cober, R. Teachers as participatory designers: two case studies with technology-enhanced learning environments / R. Cober, E. Tan, J. Slotta, et al. - Text : electronic // ResearchGate. - URL: https://www.researchgate.net/publication/271215275_Teachers_as_participatory_designers_two_case_studies_with_technology-enhanced_learning_environments (mode of access: 15.04.2020).

29. Khalil, M. K., Elkhider Ihsan A. Applying learning theories and instructional design models for effective instruction / M. K. Khalil, I. A. Elkhider. - Text : electronic // ResearchGate. - URL: https://www.researchgate.net/publication/297477123_Designs_for_Teaching_and_Learning_in_Technology-Rich_Learning_Environments (mode of access: 15.04.2020).

30. Nordic Journal of Digital Literacy. Designs for Teaching and Learning in Technology-Rich Learning Environments. - Text : electronic // ResearchGate. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 297477123_Designs_for_Teaching_and_Learning_in_Technology-Rich_Learning_Environments (mode of access: 15.04.2020).


Для цитирования:


Блинова Т.Л., Наймушина К.Ю. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧИТЕЛЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):65-74. https://doi.org/10.26170/po20-04-08

For citation:


Blinova T.L., Naymushina K.Yu. TEACHER’S INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-08

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)