Preview

РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА «СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ» (ОСДДШ)

https://doi.org/10.26170/po20-04-05

Полный текст:

Аннотация

За более чем полувековую историю изучения деятельности в отечественной психологии деятельность рассматривалась в различных аспектах: с точки зрения формирования психики человека и проявления психики в деятельности, связи деятельности с индивидуально - психологическими особенностями (свойствами нервной системы, свойствами темперамента и личности). Изучались процессуально - операционные особенности и результативные характеристики деятельности. Исследовался стиль деятельности как адаптивная характеристика, отражающая активность субъекта и стиль с точки зрения приспособительной и компенсаторной функций деятельности и др. Важнейшим условием изучения деятельности в указанных выше направлениях являлась проблема ее диагностики. Как правило, диагностика деятельности осуществлялась посредством учета ориентировочных исполнительных и контрольных компонентов в процессе изучаемой деятельности. Данное исследование посвящено разработке опросника для диагностики структуры деятельности директоров школ. В статье отражены результаты разработки методики диагностики структуры основных направлений профессиональной деятельности директора современной общеобразовательной школы, представлен психометрический статус опросника, показаны его валидность и надежность, а также дан перечень вопросов, отражающих содержание основных направлений деятельности директора школы. Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших психолого - педагогических исследованиях актуальных проблем современного образования. Настоящий опросник необходим для дальнейшего изучения структуры деятельности директора школы, механизмов формирования стиля деятельности директора, коррекции его деятельности, для повышения эффективности работы руководителя общеобразовательной организации. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение связей структуры и стиля деятельности директора с его индивидуально - психологическими особенностями, что может быть реализовано на основе опросника ОСДДШ.

Об авторе

И. В. Горбунова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Книга 1 / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1982. - 318 с.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование Книга 2 / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1982. - 295 с.

3. Базаров, Т. Ю. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» / Т. Ю. Базаров, М. П. Сычева. - Текст : электронный // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5.2. - URL: https://istina.msu.ru/journals/96437/.

4. Бушмин, С. В. Должностные обязанности директора школы / С. В. Бушмин. - Текст : электронный // Народный Советникъ. - 2018. - URL: https://nsovetnik.ru/dolzhnostnye_instrukcii/dolzhnostnye_ obyazannosti_direktora_shkoly.

5. Гаджиева, Л. А. Об утверждении показателей рейтинговой оценки деятельности подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждений города Перми за 2014-2015 учебный год / Л. А. Гаджиева. - Текст : электронный // Единый портал Пермского образования. - 2015. - URL: https://permedu.ru.

6. Гласс, Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласс, Д. Стенли. - М. : Прогресс, 1976. - 496 с.

7. Калина, И. И. Управление без вмешательства / И. И. Калина // Учительская газета. - 2017. - № 03 от 17 января.

8. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. - Киев : ПАН Лтд, 1994. - 284 с.

9. Климов, Е. А. О некоторых перспективах исследовательской работы в области психологии труда и производственного обучения / Е. А. Климов // Научный семинар по психологии труда и производственного обучения. - Казань, 1961. - С. 45-51.

10. Кобзарь, А. И. Прикладная математическая статистика / А. И. Кобзарь. - М. : Физматлит, 2006. - 816 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

12. Лучинин, А. С. Психодиагностика. Конспект лекций / А. С. Лучинин. - М. : Эксмо, 2008. - 256 с.

13. Никитин, Я. Ю. Асимптотическая эффективность непараметрических критериев / Я. Ю. Никитин. - М. : Физматлит, 1995. - 238 с.

14. Орлова, Д. Г. Оценка психометрического качества и модификации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Д. Г. Орлова // Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Вып. 3. - С. 53-62.

15. Пациорковский, В. В. SPSS для социологов : учебное пособие / В. В. Пациорковский, В. В. Пациорковская. - М. : ИСЭПН РАН, 2005. - 153 с.

16. Родионов, А. В. Применение IRT-моделей для анализа результатов обучения в рамках компетентностного подхода / А. В. Родионов, В. В. Братищенко. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13858.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Учпедгиз, 1946. - 704 с.

18. Савчук, Е. И. Современный директор школы - кто он? / Е. И. Савчук. - Текст : электронный // Московский центр качества образования. - 2015. - URL: https://mcko.ru/articles/202.

19. Серикова, Л. В. Об утверждении системы показателей и порядка расчета рейтинговой оценки деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений города Перми за 2018-2019 учебный год / Л. В. Серикова. - Текст : электронный // Единый портал Пермского образования. - 2019. - URL: https://permedu.ru.

20. Соснина, Н. А. Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя муниципальной образовательной организации, находящейся в ведении управления образования администрации Пермского муниципального района / Н. А. Соснина. - Текст : электронный // Единый портал Пермского образования. - 2018. - URL: http://ruopr.ru.

21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. - М. : Проспект, 2012. - 160 с.

22. Чеховский, И. В. Метод фокус-групп: концептуальное и эмпирическое обоснование факторов влияния на результативность применения : автореф. дис. … канд. социол. наук / Чеховский И. В. - М., 2011. - 27 с.

23. Швед, А. К. Роль директора школы в управлении современной школой / А. К. Швед. - Текст : электронный // Электронный журнал. - 2016. - URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-rol-diriektora-shkoly-v-upravlienii-sovrie.html.

24. Щукин, М. Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых навыков / М. Р. Щукин // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. - Пермь, 1964. - С. 43-66.

25. Asparouhov, T. IRT in Mplus. Version 2 / T. Asparouhov, B. Muthén. - Text : electronic // Technical report. - 2016. - URL: https://www.statmodel.com.

26. Cortina, J. What is coefficient alpha? An examination of theory and practice / J. Cortina // Journal of applied psychology. - 1993. - Vol. 78, № 1. - P. 98-104.

27. Cronbach, L. Coefficient alpha and the internal structure of tests / L. Cronbach // Psychometrika. - 1951. - № 16. - P. 297-334.

28. Schmitt, N. Uses and Abuses of Coefficient Alpha / N. Schmitt // Psychological Assessment. - 1996. - № 8 (4). - P. 350-353.


Для цитирования:


Горбунова И.В. РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА «СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ» (ОСДДШ). Педагогическое образование в России. 2020;(4):41-52. https://doi.org/10.26170/po20-04-05

For citation:


Gorbunova I.V. PSYCHOMETRIC ANALYSIS AND MAINTENANCE OF THE QUESTIONNAIRE “STRUCTURE OF ACTIVITY OF THE PRINCIPAL”. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):41-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-05

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)