Preview

ЖИЗНЕСТОЙКОСТь КРЕАТИВНЫХ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po20-04-04

Полный текст:

Аннотация

Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы креативности и жизнестойкости творческих личностей в раннем юношеском возрасте. Проблема креативности как значимой составляющей жизнестойкости человека, испытывающего психологические трудности, связанные с переживаниями чувства опасности заражения коронавирусом, является весьма актуальной для человека XXI века, но в то же время недостаточно изучена. Проблема творческой личности в течение последних десятилетий решалась посредством изучения корреляций между компонентами мотивации и объективными показателями креативности. По мнению авторов, показатели креативности будут связаны с различными аспектами жизнестойкости при условии, что творческое поведение становится ведущим критерием формирования позитивного функционирования личности. Таким образом, авторы решили выявить различия в показателях жизнестойкости в зависимости от степени выраженности у старшеклассников и студентов креативности. Проблема креативности в отечественной психологии недостаточно изучена, так же как и проблема жизнестойкости творческих людей. В соответствии с данными исследований ряда зарубежных ученых, в настоящее время недостаточно данных для доказательства различий в жизнестойкости между креативами и нонкреативами. В исследовании принимало участие 99 студентов Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 19 лет, средний возраст - 18,3 лет. В исследовании были использованы следующие методики: опросник жизнестойкости и тест креативности Э. П. Торренса. На основе эмпирического исследования было выявлено, что между креативными и нонкреативными респондентами были выявлены существенные различия по всем компонентам жизнестойкости. Наиболее выражены различия между творческими студентами и их нонкреативными сверстниками в вовлеченности. Таким образом, можно заключить, что творческие способности позволяют личности чаще испытывать удовольствие от собственной деятельности, помогают найти такое поле деятельности, которое будет способствовать удовлетворению сущностных потребностей.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. А. Рябова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Carr, M. Effects of instructional art projects on children’s behavioral responses and creativity within an emergency shelter / M. Carr, T. Vandiver // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. - 2003. - № 20. - P. 157-162.

2. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention / M. Csikszentmihalyi. - New York : HarperCollins, 1996.

3. Delahaij, R. Predicting performance under acute stress: The role of individual characteristics / R. Delahaij, K. van Dam, A. W. K. Gaillard, et al. // International Journal of Stress Management. - 2011. - № 18 (1). - P. 49-66. - DOI: https://doi.org/10.1037/a0020891.

4. Dollinger, S. J. Creativity and openness: Further validation of two creative product measures / S. J. Dollinger, K. K. Urban, T. A. James // Creative Research Journal. - 2004. - № 16. - P. 35-47.

5. Everall, R. D. Creating a future: A study of resilience in suicidal female adolescents / R. D. Everall, K. J. Altrows, B. L. Paulson // Journal of Counseling and Development. - 2006. - № 84. - P. 461-470.

6. Friborg, O. Resilience in relation to personality and intelligence / O. Friborg, D. Barlaug, M. Martinussen, et al. // International Journal of Methods in Psychiatric Research. - 2005. - № 14. - P. 29-42.

7. Gonzalez-Dolginko, B. In the shadows of terror: A community neighboring the World Trade Center disaster uses art therapy to process trauma / B. Gonzalez-Dolginko // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. - 2002. - № 19. - P. 120-122.

8. Hartling, L. M. Fostering resilience throughout our lives: New relational possibilities / L. M. Hartling // Diversity and development: Critical contexts that shape our lives and relationships / ed. by D. Comstock. - 2005. - P. 337-354.

9. Kobasa, S. C. Personality and social resources in stress resistance / S. C. Kobasa, M. C. Puccetti // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983. - № 45. - P. 839-850.

10. Luthar, S. S. (Ed.). Resilience and vulnerability: Adaptation in the context of childhood adversities. - Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2003.

11. Masten, A. S. A resilience framework for research, policy, and practice / A. S. Masten, J. L. Powell // Resilience and vulnerabilities: Adaptation in the context of childhood adversities / ed. by S. S. Luthar. - New York : Cambridge University Press, 2003. - P. 1-25.

12. Meneely, J. The adaptable mind in design: Relating personality, cognitive style, and creative performance / J. Meneely, M. Portillo // Creativity Research Journal. - 2005. - № 17. - P. 155-166.

13. Metzl, E. S. Exploration of resiliency and creativity in survivors of hurricane Katrina (Doctoral dissertation, The Florida State University, 2007) / E. S. Metzl // Dissertation Abstracts International. - 2007. - № 69 (02). - P. 244.

14. Sassen, G. Art from the heart: A Relational-Cultural approach to using art therapy in a group for urban middle school girls / G. Sassen, R. Spencer, P. C. Curtin // Journal of Creativity in Mental Health. - 2005. - № 1 (2). - P. 67-80.

15. Torrance, E. P. Why fly? A philosophy of creativity / E. P. Torrance. - Norwood, NJ : Ablex Publishing, 1995.

16. Wolin, S. J. The resilient self: How survivors of troubled families rise above adversity / S. J. Wolin, S. Wolin. - New York : Villard Books, 1993.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Рябова Ю.А. ЖИЗНЕСТОЙКОСТь КРЕАТИВНЫХ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):35-40. https://doi.org/10.26170/po20-04-04

For citation:


Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E., Ryabova Yu.A. HARDINESS OF CREATIVE STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):35-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-04

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)