Preview

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

https://doi.org/10.26170/po20-04-03

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается актуальность исследований проблем детской и подростковой травли, которая обусловлена ростом психосоматических заболеваний среди детей. По уровню распространенности они являются преобладающими среди общего числа неинфекционных болезней детского и подросткового возраста. Изучаемые исследования дают неоднозначную картину изменений, которые, очевидно, зависят от множества факторов, включая психосоциальное развитие, психологические установки, социальные нормы и ценности и этно - национальные особенности различных групп людей. Проблема буллинга и связанные с ней риски возникновения деструктивного поведения подростков является актуальной для педагогической психологии и требует пристального внимания к созданию эффективных профилактических мер по ее предотвращению. Психические проблемы становятся все более распространенными факторами риска обострения хронических болезней, в то время как стрессовые факторы в школе ассоциируются с постоянными и повторяющимися болезнями среди учащихся и отрицательно сказываются на успеваемости. Очевидно, что важно выявить элементы, влияющие на частоту или интенсивность психических расстройств. Воздействие насилия на самосознание несовершеннолетних, на формирование мировоззренческой и мотивационно - смысловой сферы ребенка, склонность к проявлению эмоциональной глухоты в ситуациях чужого горя, насилия - вот в нескольких словах общие заключения многочисленных исследований по данной проблеме. Эти особенности рассматриваются в контексте клинико - психологических, педагогических и социально - психологических диагностических признаков. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе существуют различные классификации видов буллинга, на основе которых внедряются практико - ориентированные исследовательские программы помощи и реабилитации. При рассмотрении проблемы буллинга сквозь призму практико - ориентированных целей, перед исследователями разных стран стоят фундаментальные задачи поиска объяснительных теорий и определения методологических оснований для исследования связей и закономерностей, выявления факторов и детерминант деструктивного поведения, что позволит практикам разработать эффективные модели и технологии профилактики, коррекции и реабилитации.

Об авторах

Г. У. Утемисова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Буторин, Г. Г. Школьная дезадаптация и «педагогическая запущенность»: взгляд с полипрофессиональных позиций / Г. Г. Буторин // Психолого-педагогические проблемы этической психологии : материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Шадринск, 8-10 апреля 2003 г.). - 2003. - С. 111-119.

2. Дементий, Л. И. Личностные риски и социальные угрозы школьного насилия / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2015. - № 1.

3. Jiménez-Barbero, J. A. Physical education and school bullying: a systematic review / J. A. Jiménez-Barbero, A. Jiménez-Loaisa, D. GonzálezCutre, et al. // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2019. - DOI: 10.1080/17408989.2019.1688775.

4. Allen, K. P. Classroom management, bullying, and teacher practices / K. P. Allen // Professional Educator. - 2010. - Vol. 34 (1). - P. 1-15.

5. Anderson, C. G. An investigation of the relationship between psychological strengths and the perception of bullying in early adolescents in schools / C. G. Anderson, E. P. Rawana, K. Brownlee, et al. - Text : electronic // Alberta Journal of Educational Research. - 2010. - № 56 (4). - P. 470-481. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/232697119_An_investigation_of_the_relationship_between_psychological_strengths_and_the_ perception_of_bullying_in_early_adolescents_in_ schools.

6. Bigelow, B. J. Delinquency / B. J. Bigelow // Current Opinion in Psychiatry. - 2000. -Vol. 13. - P. 563-568. - DOI: 10.1097/00001504-200011000- 00016.

7. Birkett, M. LGB and questioning students in schools: the moderating effects of homophobic bullying and school climate on negative outcomes / M. Birkett, D. L. Espelage, B. Koenig // Journal of Youth and Adolescence. - 2009. - Vol. 38. - P. 989-1000. - DOI: 10.1007/s10964-008-9389-1.

8. Dupper, D. R. Experiences of religious minorities in public school settings: findings from focus groups involving Muslim, Jewish, Catholic, and Unitarian Universalist youths / D. R. Dupper, S. Forrest-Bank, A. Lowry-Carusillo // Children & Schools. - 2015. - Vol. 37 (1). - P. 37-45. - DOI: 10.1093/cs/ cdu029.

9. Dutkova, K. J. Is Spiritual well-being among adolescents associated with a lower level of bullying behaviour? The mediating effect of perceived bullying behaviour of peers / K. J. Dutkova, M. Holubcikova, P. Kravcova, et al. // Journal of Religion and Health. - 2017. - Vol. 56 (6). - P. 2212-2221. - DOI: 10.1007/s10943-017-0392-2.

10. Fuller, B. K. Bully prevention in the physical education classroom / B. K. Fuller Gulbrandson, B. Herman-Ukasick // Strategies. - 2013. - Vol. 26 (6). - P. 3-8. - DOI: 10.1080/08924562.2013.839425.

11. Gano-Overway, L. A. The caring climate: how sport environments can develop empathy in young people / L. A. Gano-Overway // Organizing Through Empathy / ed. by K. Pavlovich, K. Krahe. - New York : Routledge, 2014. - P. 166-183.

12. Gini, G. Bullying as a social process: the role of group membership in students’ perception of intergroup aggression at school / G. Gini // Journal of school psychology. - 2006. - Vol. 44. - P. 51-65.

13. Hand, K. E. Creating a bully-free environment in physical education / K. E. Hand // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. - 2016. - Vol. 87 (7). - P. 55-57. - DOI: 10.1080/07303084.2016.1203685.

14. Hogg, M. All animals are equal but some animals are more equal than others: social identity and marginal membership / M. Hogg // Draft of Presentation at the 7th Annual Sydney Symposium of Social Psychology: “The social outcast: ostracism, social exclusion, rejection, and bullying”. - Sydney.

15. Kaltiala-Heino, R. Involvement in bullying and depression in a 2-year follow-up in middle adolescence / R. Kaltiala-Heino, S. Fröjd, M. Marttunen // European Child & Adolescent Psychiatry. - 2010. -Vol. 19. - P. 45-55. - DOI: 10.1007/s00787-009-0039-2.

16. Kaltiala-Heino, R. Correlation between bullying and clinical depression in adolescent patients / R. Kaltiala-Heino, S. Fröjd // Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. - 2011. - Vol. 2. - P. 37-44. - DOI: 10.2147/AHMT.S11554.

17. Khamis, V. Bullying among school-age children in the Greater Beirut area: risk and protective factors / V. Khamis // Child Abuse & Neglect. - 2015. - Vol. 39. - P. 137-146. - DOI: 10.1016/j.chiabu.2014.08.005.

18. Kurki-Kangas, L. Associations between Involvement in bullying and emotional and behavioral symptoms: are there differences between heterosexual and sexual minority youth? / L. Kurki-Kangas, S. Fröjd, H. Haravuori, et al. // Journal of School Violence. - 2011. - DOI: 10.1080/15388220.2019.1691009.

19. Little, T. D. Disentangling the “why” from the “whats” of aggressive behaviour / T. D. Little, S. M. Jones, C. C. Henrich, et al. // International Journal of Behavioral Development. - 2003. - Vol. 27 (2). - P. 122-133. - DOI: 10.1080/ 01650250244000128.

20. Markina, A. Laste Hälbiv Käitumine Eestis / A. Markina, , and B. Žarkovski. - Tallinn : Justiitsministeerium ; Migrationsverket, 2018. - URL: http://www.migrationsverket.se/OmMigrationsverket/Fakta-om-migration/Historik.html (mode of accessed: 08.06.2018). Text : electronic.

21. Menesini, E. Bullying in schools: the state of knowledge and effective interventions / E. Menesini, Ch. Salmivalli // Psychology, Health & Medicine. - 2017. - Vol. 22: sup1. - P. 240-253. - DOI: 10.1080/13548506.2017.1279740.

22. Meyer, H. Prejudice, social stress, and mental health in lesbian, gay, and bisexual populations / H. Meyer // Psychology of Sexual Orientation and Gender Diversity. - 2013. - Vol. 1. - P. 3-26. - DOI: 10.1037/2329-0382.1.S.3.

23. Modecki, K. L. Bullying prevalence across contexts: a meta-analysis measuring cyber and traditional bullying / K. L. Modecki, J. Minchin, A. G. Harbaugh, et al. // Journal of Adolescent Health. - 2014. - Vol. 55 (5). - P. 602-611. - DOI: 10.1016/j.jadohealth.2014.06.007.

24. Newman, P. A. A social ecology of bias-based bullying of sexual and gender minority youth: toward a conceptualization of conversion bullying / P. A. Newman, S. Fantus.// Journal of Gay & Lesbian Social Services. - 2015. - Vol. 27 (1). - P. 46-63. - DOI: 10.1080/10538720.2015.988315.

25. OECD. PISA 2015 Results. Volume III: Students’ Well-Being. - Paris : PISA, OECD Publishing; Osbeck, C. Kränkningens Livsförståelse. En Religionsdidaktisk Studie av Livsförståelselärande i Skolan / C. Osbeck. - Karlstad : Karlstads universitet, 2017.

26. Olweus, D. Bullying at school / D. Olweus // Aggressive Behavior. - 1994. - P. 97-130.

27. Parrish, A. M. Using interviews and peer Pairs to better understand how school environments affect young children’s playground physical activity levels: a qualitative study / A. M. Parrish, H. Yeatman, D. Iverson, et al. // Health Education Research. - 2012. - Vol. 27 (2). - P. 269-280. - DOI: 10.1093/her/cyr049.

28. Perspectives of students with mental health problems on improving the school environment and practice Per-Åke Rosvall Department of Applied Educational Science. - Umeå, Sweden.

29. Sklad, M. Effectiveness of school-based universal social, emotional, and behavioral programs: do they enhance students’ development in the area of skill, behavior, and adjustment? / M. Sklad, R. Diekstra, M. De Ritter, et al. // Psychology in the Schools. - 2012. - № 49 (9). - P. 892-909. - DOI: 10.1002/pits.21641.

30. Sue, D. W. Racial microaggressions and the Asian-American experience / D. W. Sue, J. Bucceri, A. I. Lin, et al. - Text : electronic // Cultural Diversity & Ethnic Minority Psychology. - 2007. - Vol. 13 (1). - P. 72-81. - DOI: 10.1037/1099-9809.13.1.72. - URL: https://www.apa.org/pi/oema/resources/ethnicity-health/asian-american/microaggressions-asians.pdf.

31. Tajfel, H. Social psychology of intergroup relations / H. Tajfel // Annual review of psychology. - Vol. 33. - P. 1-39.

32. Tischler, A. PE is not for me: when boyś masculinities are threatened / A. Tischler, N. McCaughtry // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 2011. - Vol. 82 (1). - P. 37-48. - DOI: 10.1080/02701367.2011.10599720.

33. Volk, A. A. So you want to study bullying? Recommendations to enhance the V / A. A. Volk, R. Veenstra, D. L. Espelage // Aggression and Violent Behavior alidity, Transparency, and Compatibility of Bullying Research. - 2017. - Vol. 36. - P. 34-43. - DOI: 10.1016/j.avb.2.

34. Wells, J. A systematic review of universal approaches to mental health promotion in schools / J. Wells, J. Barlow, S. Stewart-Brown // Health Education. - 2003. - Vol. 103 (4). - P. 197-220.


Для цитирования:


Утемисова Г.У., Васягина Н.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):27-34. https://doi.org/10.26170/po20-04-03

For citation:


Utemisova G.U., Vasyagina N.N. BULLYING RESEARCH RELEVANCE: THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):27-34. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-03

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)