Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ

https://doi.org/10.26170/po20-04-02

Полный текст:

Аннотация

Статью следует рассматривать как продолжение публикации автора в предыдущем номере журнала «Педагогическое образование в России» (№ 3) «Цифровизация образования: иллюзии и ожидания». Настоящая статья посвящена обсуждению имеющихся результатов цифровизации отечественной общеобразовательной и высшей школы. Результаты для общеобразовательной школы приводятся на основе определения цифровой трансформации образования, данного в одном из программных документов НИУ ВШЭ как достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет современных информационных технологий и, в частности, цифровой образовательной среды. Для школ наиболее последовательно и полно такая среда реализована и в течение нескольких лет используется в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) во всех школах г. Москвы. Описываются основные компоненты среды: технологическая инфраструктура, общегородской электронный журнал и дневник, библиотека электронных материалов. При этом заметного роста качества обучения не получено, хотя выявилось значительное количество спорных и даже отрицательных моментов. Подобный анализ цифровизации высшего образования показывает, что фактически в настоящее время она свелась к административно - принудительному насаждению в вузах дистанционных массовых онлайн курсов (МООК), хотя, как показывает опыт зарубежных университетов, МООК весьма слабо интегрируются в формальное высшее образование. Место МООК - повышение квалификации и дополнительное образование, основанные на высокой внутренней мотивации обучаемых. Обсуждаются проблемы цифровизации образования и их источники. По мнению автора, ключевым в настоящее время является вопрос готовности действующих педагогов к применению цифровых образовательных технологий в работе с учащимися и, безусловно, формирование этой готовности у будущих педагогов при обучении в педвузах.

Об авторе

Б. Е. Стариченко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Афанасьев, А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? / А. Афанасьев. - URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

2. Герман Греф об образовании в России и за рубежом. - URL: https://www.globaldialog.ru/ articles/german-gref-ob-obrazovanii-v-rossii-i-za-rubezhom/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

3. Гриншкун, В. В. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова, А. Нухулы. - Текст : электронный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2017. - № 2 (40). - С. 8-17. - URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_ documents/5223/1501577307-VestnikInformatika22017.Pdf (дата обращения: 25.04.2020).

4. Двенадцать решений для нового образования : доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. - М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2018. - 106 с. - URL: https://www.hse.ru/ data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

5. Дьякова, Е. А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е. А. Дьякова, Г. Г. Сечкарева. - Текст : электронный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 24-35. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya/viewer (дата обращения: 25.04.2020).

6. Как бюджет Москвы изменил качество образования в школах. - URL: https://wi-fi.ru/news/TsKo5HFXhJ4u-kak-byudzhet-moskvy-izmenil-kachestvo-obrazovaniya-v-shkolah (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

7. Коган, М. С. Альтернативы массовым открытым онлайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза / М. С. Коган, Е. В. Уайндстейн // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6, № 20. - С. 19-28. - DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2.

8. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева. - Текст : электронный // Креативная экономика. - 2014. - № 9. - С. 139-150. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/5175 (дата обращения: 25.04.2020).

9. Московская электронная школа. - URL: http://mes.mosedu.ru/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

10. Московская электронная школа. Образование будущего? - URL: https://activityedu.ru/Blogs/ analytics/moskovskaya-elektronnaya-shkola-obrazovanie-budushchego/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

11. Новиков, М. Ю. Построение школьного курса информатики на основе мобильных и облачных технологий / М. Ю. Новиков, Б. Е. Стариченко // Информатика в школе. - 2020. - № 1 (154). - С. 40-54. - DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-1-40-54.

12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126. - URL: http://fgosvo.ru/news/5/3578 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

13. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201705100002.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

14. Паспорт федерального проекта «Кадры цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 28.05.2019 № 9). - URL: https://economy.gov.ru/ material/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_EduHR.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobr-prikaz816-site-dok.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

16. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конф. исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.] ; отв. ред. И. В. Дворецкая. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155 с. - URL: https://aiedu.hse.ru/ mirror/pubs/share/308201188 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

17. Самохин, А. Образование накрывается Грефом / А. Самохин. - URL: https://tsargrad.tv/articles/ obrazovanie-nakryvaetsja-grefom_242312 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

18. Стариченко, Б. Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 97-103.

19. Стариченко, Б. Е. Обеспечение готовности учителей к формированию в школе будущих кадров цифровой экономики на основе концепции открытых образовательных ресурсов / Б. Е. Стариченко // Информатика и образование. - 2019. - № 10. - С. 55-61. - DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-10-55-61.

20. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58. - DOI: 10.26170/po20-03-05.

21. Степанов, З. Испытание дистанционным обучением. МЭШ не оправдала надежд? / З. Степанов. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

22. Файн, М. Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт / М. Б. Файн. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1, ч. 3. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (дата обращения: 25.04.2020).

23. Цифровизация образования. - URL: http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2345-tsifrovizatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

24. Цоц, Е. Обучение или мучение? «Удаленный» коллапс московских школ / Е. Цоц. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

25. Четверикова, О. Н. Проект «московская электронная школа» - преступление против детей / О. Н. Четверикова. - URL: http://www.rospisatel.ru/chetverikova-mesh.htm (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

26. Четверикова, О. Н. Цифровизация образования - это опасно / О. Н. Четверикова. - URL: http://zavtra.ru/blogs/mesh_gp (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.


Для цитирования:


Стариченко Б.Е. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ. Педагогическое образование в России. 2020;(4):16-26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02

For citation:


Starichenko B.E. DIGITALIZATION OF EDUCATION: REALITIES AND PROBLEMS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):16-26. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-02

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)