Preview

ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ХХ-ХХI вв

https://doi.org/10.26170/po20-04-01

Полный текст:

Аннотация

Активное развитие отечественной системы образования на современном этапе обусловлено определенными историческими и социальными процессами. С учетом этого предпринята попытка проанализировать генезис становления дошкольной ступени образования с середины XIX века до наших дней. Обычно в подобном анализе периодизация выстраивается с опорой на сугубо исторический подход к обозначению этапов: до 1917 г., 50-60-е гг. ХХ в. и т. д., что свойственно и работам по истории дошкольной педагогики. Здесь же предложена периодизация, отражающая в наименовании этапов содержание доминирующего на тот момент направления развития дошкольного образования на территории России. Представляется, что генезис дошкольного образования включает следующие этапы: п ропедевтический (60-е гг. XIX в. - 1916 г.), где произошло зарождение и оформление дошкольного образования; эмпирический (1917-1940-е гг.), связанный со становлением общественного дошкольного воспитания в условиях новой государственной формации; теоретико - методический (50-е - 70-е гг. ) , в ходе которого была разработана и апробирована единая программа воспитания детей дошкольного возраста; эмпирико - теоретический ( 80-е гг. до начала 2000-х гг.), когда система дошкольного образования пережила нормативно - правовой кризис, приведший к новой концепции, к обновлению целевых установок в этой области. С начала двухтысячных годов реализуется нормативно - методический этап, в котором формируется правовое поле для осуществления качественной образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. При этом высказывается мысль о необходимости разработки концепций методологического характера для аккумуляции имеющихся и определения перспективных направлений в развитии дошкольной педагогики. Предложенная периодизация напрямую связана с этапами социокультурного развития страны, отражает ключевые идеологические аспекты исторического этапа, подчеркивает особенности в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Представленный материал не исчерпывает многообразия вопросов, связанных с изучением теории и практики дошкольного образования, но раскрывает еще одно направление для исследований в данной области.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. Л. Кусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. С. Андрюнина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Богуславская, Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 16-27.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 175 с.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Вегнер, Э. Г. Пилюгина. - М. : Просвещение, 1988. - 138 с.

4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 240 с.

5. Гранкин, А. Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991) / А. Ю. Гранкин. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания ; Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2002. - 450 с.

6. Давыдов, В. В. Как ребенок становится личностью / В. В. Давыдов // Вестник практической психологии образования. - 2012. - № 4. - С. 76-77.

7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975.

8. Запорожец, А. В. Развитие ощущения и восприятия в раннем дошкольном детстве / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. - М. : Просвещение, 1986. - Т. 1. - С. 91-99.

9. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах: Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР / Н. К. Крупская. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. 2. - 736 с.

10. Мчедлидзе, Н. Б. История дошкольной зарубежной педагогики : Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. - М. : Просвещение, 1974. - 464 с.

11. Об утверждении Временного положения о дошкольном детском учреждении - яслях-саде: постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 № 327. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. - М. : Гос. изд-во, 1921. - 224 с.

13. Петрий, П. В. Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления / П. В. Петрий. - Текст : электронный // Армия и общество. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-i-issledovaniya-soderzhanie-i-sovremennye-predstavleniya/viewer (дата обращения: 06.07.2020).

14. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика : учебник / Н. О. Пичугина, Г. А. Айдашева, С. В. Ассаулова. - М. : Феникс, 2015. - 384 c.

15. Потаповская, О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / О. М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 3. - С. 43-67.

16. Протоколы съездов и конференций Всесоюзной Коммунистической партии (б): Восьмой съезд РКП(б) 18-23 марта 1919 г. / под ред. Е. М. Ярославского. - М. : Партийное издательство (Партиздат), 1933. - 560 с.

17. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина // Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып. 34. - С. 29-50.

18. Рубинчик, Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования / Ю. С. Рубинчик // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Т. 2, № 11. - C. 321-324.

19. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой. - М. : Просвещение, 1965. - 278 с.

20. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 334 с.

21. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - М. : Юрайт, 2019. - 334 с.

22. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ - начала ХХ века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. - М. : Юрайт, 2019. - 194 с.

23. Шабаева, М. Ф. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев. - М. : Просвещение, 1989. - 352 с.

24. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с.

25. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1986. - 107 с.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Кусова М.Л., Андрюнина А.С. ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ХХ-ХХI вв. Педагогическое образование в России. 2020;(4):8-15. https://doi.org/10.26170/po20-04-01

For citation:


Korotaeva E.V., Kusova M.L., Andryunina A.S. GENESIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA IN XX-XXI. Pedagogical Education in Russia. 2020;(4):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-04-01

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)