Preview

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА

https://doi.org/10.26170/po20-03-23

Полный текст:

Аннотация

Народный танец является эффективным средством воспитания сильной, творческой личности с развитым национальным самосознанием, что делает актуальным более глубокое изучение его воспитательного потенциала. Для раскрытия этого потенциала каждому руководителю коллектива необходимы определенные методы и приемы, которые рассматриваются в данной статье. На основании исследований в области педагогики художественного и хореографического образования выявлены следующие методы: упражнение, личностный пример, система положительных примеров, игра, способствующие формированию определенных ценностных координат личности участника хореографического коллектива. В статье проанализирован воспитательный потенциал народного танца, с одной стороны, как части системы дополнительного образования детей, с другой стороны, как неотъемлемого элемента традиционной народной культуры. Представленные в статье методы прошли апробацию в коллективе народного танца ЗКНТАНТ «Сибирские узоры» города Новосибирска. В статье показаны возможности включения таких методов в занятия для овладения коммуникативными навыками, для становления национальной идентичности каждого участника творческого коллектива. Доказывается, что одной из эффективных форм работы в коллективе народного танца являются народные игры, посредством которых участники коллектива активно раскрывают свой творческий потенциал параллельно с освоением хореографических особенностей народного танца. В статье раскрывается процесс формирования творческой личности в ходе занятий народными танцами, выявляются основные ее качества. Представлены методы танцевальной импровизации и оценки выступления, как своего собственного, так и других коллективов, способствующие реализации этого процесса. Результаты исследования расширяют знания о воспитательном потенциале народной хореографии, дают возможность проследить ее влияние на становление определенных качеств личности ребенка и могут послужить методическим основанием для рекомендаций начинающим педагогам - хореографам в коллективах народного танца.

Об авторе

В. Н. Шкаровский
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алексеев, Я. И. Проблема воспитания творцов сегодняшней материальной и духовной культуры как приоритетное направление национального проекта образования / Я. И. Алексеев // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 8. - С. 67-69.

2. Беляев, Г. Ю. Воспитание как функция культуры / Г. Ю. Беляев // Инновации в образовании. - 2006. - № 4. - С. 33-45.

3. Бессарабова, И. С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике / И. С. Бессарабова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 9. - С. 52.

4. Гаврилин, А. В. Воспитание - стратегический национальный приоритет / А. В. Гаврилин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Людмилы Ивановна Новиковой : в 2-х частях / отв. ред. А. В. Гаврилин ; Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой. - 2018. - Ч. I Ответы воспитания на вызов современности.

5. Закирова, Ч. Р. Педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи / Ч. Р. Закирова, Р. А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 860.

6. Карпенко, В. Н. Сохранение культуры традиционной игры в образовательном пространстве народной хореографии / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. В. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1-2. - С. 158-160.

7. Карпенко, В. Н. Хореография как инструмент воспитания детей / В. Н. Карпенко, О. Ю. Раковская // Культура и время перемен. - 2018. - № 2 (21). - С. 1.

8. Киреев, М. Н. Ценностный потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Коренева [и др.] // Наука. Искусство. Культура. - 2018. - № 3 (19). - С. 119-134.

9. Мартишина, В. В. Принцип преемственности традиционной культуры как основное условие ее возрождения в современной социокультурной среде / В. В. Мартишина // Культурные тренды современной России: от социальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учеых : в 4-х томах / отв. ред. И. Е. Белогорцева. - 2018. - Т. 4.

10. Маскаева, М. А. Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе / М. А. Маскаева // Человек и образование. - 2008. - № 3 (16). - С. 67-70.

11. Рудова, А. И. Идеи народной педагогики в формировании личности / А. И. Рудова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2000. - № 3. - С. 46-49.

12. Сергеева, Н. Ю. Исторический опыт использования потенциала искусства в социально-образовательной сфере / Н. Ю. Сергеева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 245-258.

13. Серякова, С. Б. Дополнительное образование детей и профессиональная подготовка педагогов / С. Б. Серякова // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 2. - С. 36-40.

14. Серякова, С. Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования / С. Б. Серякова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 57-60.

15. Сибирякова, Л. В. Средства социально-культурной деятельности как основа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях коллектива народного танца / Л. В. Сибирякова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2015. - № 3-2. - С. 198-203.

16. Sultan, R. G. Influence of the folk stage dance heritage on professional training of folk dance ensemble artist / R. G. Sultan // Традиции и инновации в хореографическом образовании : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры хореографии / науч. ред. И. С. Цыремпилова. - 2017. - С. 84-88.


Для цитирования:


Шкаровский В.Н. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА. Педагогическое образование в России. 2020;(3):188-196. https://doi.org/10.26170/po20-03-23

For citation:


Shkarovskiy V.N. EDUCATIONAL POTENTIAL OF FOLK DANCE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):188-196. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-23

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)