Preview

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

https://doi.org/10.26170/po20-03-22

Полный текст:

Аннотация

В современных условиях неопределенности актуализируется несоответствие между потребностью студентов в профессиональном самоопределении и нереализованным в достаточной мере особом содержании сопровождения, обеспечивающего активизацию субъектной вовлеченности студентов в процесс самоопределения через становление способности к осмысленному профессиональному развитию. Проблема исследования состоит в необходимости поиска способов сопровождения профессионального самоопределения студентов - педагогов младших курсов бакалавриата, обучающихся по модели индивидуальных образовательных траекторий. Цель статьи состоит в описании результатов опытно - экспериментальной работы по апробации модели сопровождения профессионального самоопределения студентов - педагогов. За методологическую основу приняты положения авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения, в соответствии с которой сопровождение должно создавать условия для осмысленного проектирования профессионального развития, поддержки процесса реализации плана и рефлексии освоенного опыта педагогической деятельности. Результативность сопровождения оценивалась через сформированность профессиональной идентичности (методика А. А. Озериной) и динамику профессиональной самооценки (семантический дифференциал). Выявлены характерные различия в динамике профессиональной идентичности и профессиональной самооценки студентов трех экспериментальных групп, различающихся технологиями поддержки профессионального самоопределения. Установлено, что сопровождение, нацеленное на осмысленное проектирование профессионального развития и рефлексию опыта осваиваемой педагогической деятельности, способствует профессиональной идентификации студентов. Студенты, включенные в целостный процесс сопровождения, продемонстрировали положительную динамику профессиональной самооценки как одного из аспектов профессиональной самоидентификации. Исследование позволило выявить способы реализации смысловых механизмов профессионального самоопределения с использованием социальных сетей и современных технологий управления проектами на базе платформы Trello. Результаты исследования могут использоваться в условиях вузовской подготовки педагогов.

Об авторах

Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет
Россия


С. А. Быков
Тюменский государственный университет
Россия


М. С. Митриковская
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия / А. Г. Асмолов. - Текст : электронный// Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 40. - С. 1-1. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.04.2020).

2. Белякова, Е. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования / Е. Г. Белякова, И. Г. Захарова. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 1. - С. 84-112. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112.

3. Белякова, Е. Г. Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов / Е. Г. Белякова. - Текст : электронный // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 1. - С. 60-65. - URL: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10106.

4. Валитова, Е. Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Валитова Е. Ю. - Томск, 2017. - 24 с.

5. Волошина, Р. А. Автономность личности как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического вуза / Р. А. Волошина, И. В. Мешкова // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практ. конф. (Нижний Тагил, 29 янв. 2019 г.). - Екатеринбург ; Нижний Тагил, 2019. - С. 348-351.

6. Ерина, Т. А. Методы исследования самопроектировочной деятельности студентов / Т. А. Ерина. - Уфа : Аэтэрна, 2019. - 144 с.

7. Заводчиков, Д. П. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов / Д. П. Заводчиков, П. О. Манякова. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 1. - С. 116-135. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-116-135.

8. Зеер, Э. Ф. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова [и др.] // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 266-279.

9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

10. Коньшина, Т. М. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект / Т. М. Коньшина, Н. С. Пряжников, Т. Ю. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - № 3. - С. 37-59.

11. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.

12. Поздняк, С. Н. Проблема развития профессионального самоопределения студента в период педагогической практики / С. Н. Поздняк, О. Ю. Гурьевских, О. В. Янцер // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 110-115.

13. Пряжников, Н. С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения / Н. С. Пряжников // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 3 (27). - С. 144-150.

14. Colliander, H. The experienced newcomer-The (trans) forming of professional teacher identity in a new landscape of practices / H. Colliander. - Text : electronic // Teaching and Teacher Education. - 2018. - Vol. 69. - P. 168-176. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.10.012.

15. Rodrigues, F. Student teachers’ professional identity: A review of research contributions / F. Rodrigues, M. J. Mogarro. - Text : electronic // Educational research review. - 2019. - Vol. 28. - URL: https://doi.org/ 10.1016/j.edurev.2019.100286.


Для цитирования:


Белякова Е.Г., Быков С.А., Митриковская М.С. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):178-187. https://doi.org/10.26170/po20-03-22

For citation:


Belyakova E.G., Bykov S.A., Mitrikovskaya M.S. SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION STUDENTS-TEACHERS OF YOUNGER COURSES DURING PRACTICE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):178-187. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-22

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)