Preview

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Полный текст:

Аннотация

Эмоциональная отзывчивость на музыку характеризуется как интегральная способность, взаимосвязанная с развитием музыкальных способностей, восприятия, мышления, воображения. Эмоциональная отзывчивость на музыку исследуется в структуре музыкальных способностей и одаренности как личностное качество в единстве эмоциональной и когнитивной составляющих. Вопросы развития эмоциональной отзывчивости на музыку рассматриваются во взаимосвязи с проблемой музыкального восприятия. Оно характеризуется, во-первых, как способность «проникновения» в музыкальный образ, во-вторых, как его осмысление, понимание взаимосвязи средств музыкальной выразительности в развитии образа, в-третьих, как сложный художественно-познавательный акт в процессе постижения музыкального искусства. Описываются отличия экстрамузыкальной и интрамузыкальной стратегий музыкального восприятия. Характеризуются особенности условных «восприятия-переживания» и «восприятия-мышления». Обосновывается значение полихудожественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Цель статьи - охарактеризовать методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в рамках дисциплины «Слушание музыки» в детской школе искусств. К таким методам относятся методы сравнения, наблюдения за музыкой, размышления о музыке, создания художественного контекста, «мягких языков», интерпретации музыкальных образов (художественно-изобразительные, литературные и методы пластического моделирования), сочинения простейшей импровизации. Представлены конкретные примеры реализации метода художественного контекста при выполнении полихудожественных заданий. Представленные методы могут быть использованы педагогами дополнительного музыкального образования для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.

Об авторе

Е. В. Тихонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л. : Музыка, 1973. -142 с.

2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 1989. - 270 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1987. - 341 с.

4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB Магистр, 1993. - 191 с.

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 224 с.

6. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М. : Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М. : Музыка, 1972. - 184 с.

8. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

9. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие. - М. : Академический проект ; Трикста, 2008. - 400 с.

10. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

11. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М. : Педагогика, 1988. - 176 с.

12. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО : МОДЭК, 1998. - 544 с.

13. Тихонова Е. В. Музыкальная психотерапии в художественном образовании школьников : учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2011. - 84 с.

14. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии : учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2010. - 219 с.

15. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пособие. - СПб. : Композитор, 2008. - 368 с.

16. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2000. - 320 с.


Для цитирования:


Тихонова Е.В. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ. Педагогическое образование в России. 2018;(2):60-64.

For citation:


Tikhonova E.V. DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC IN JUNIOR PUPILS AT THE CHILDREN’S SCHOOL OF ART. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):60-64. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)