Preview

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-03-19

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются особенности развития дизайн - мышления в процессе подготовки магистров по направлению «Дизайн - образование». Опираясь на доклад 2018 года на Всемирном экономическом форуме, авторы подчеркивают те новые требования, которые должны привести к изменению способа мышления сотрудником нового типа. Авторами рассматривается возникновение термина «дизайн - мышление», область применения технологий, способствующих развитию гибкости и оригинальности мышления. Выделяется роль Потсдамской и Стэндфордской школ дизайн - мышления. Методология и методика исследования. Авторы в своей работе исследуют параллельное существование художественного конструирования и художественного проектирования как основных ветвей в развитии дизайна советской школы, а также их роль в формировании основ дизайн - мышления. В работе выделяется ряд ученых, занимающихся проблемами развития творческого и креативного мышления. Разбираются подходы ряда исследователей к развитию процесса дизайн - образования в нашей стране, а также применения в этом процессе дизайн - мышления. Авторы рассматривают особенности мышления дизайнера и художника, опирающихся на интуитивное мышление и использующих образный подход. Результаты исследования. Опираясь на определение Дж. Гилфорда, авторы сравнивают близость творческого и дизайн - мышления и выделяют базовые позиции. Подчеркивается роль потребителя при формировании задач по созданию продукта на основе дизайн - мышления. Описываются основные этапы алгоритма при создании продукта применительно к работе с магистрами дизайна. Заключение. Завершая статью, авторы акцентируют внимание на том, что применение технологий, использующих приемы дизайн - мышления, позволяет нивелировать боязнь неудач при создании творческих продуктов. На основе выделенных факторов делается вывод о целесообразности включения данной технологии в учебный процесс при подготовке студентов и магистров в области дизайн - образования и дизайна.

Об авторах

М. В. Соколов
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


С. А. Новоселов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аронов, В. Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990 / В. Р. Аронов. - М.: Издатель Д. Аронов, 2013. - 405 с.

2. Бойчук, А. В. Харьковская школа дизайна / А. В. Бойчук. - М. : ВНИИТЭ, 1992. - 116 с.

3. Воленко, О. И. Формирование дизайн-мышления у специалистов творческих профессий / О. И. Валенко. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32736576_30052468.pdf (дата обращения: 17.04.2020). - Текст : электронный.

4. Глазычев, В. Л. Дизайн. Очерки по истории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. - М. : Искусство, 1970. - 191 с.

5. Глазычев, В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. - М. : Искусство, 1970. - 190 с.

6. Демосфенова, Г. Л. Советские плакатисты - фронту / Г. Л. Демосфенова. - М. : Искусство, 1981. - 207 с.

7. Дижур, А. А. Фирменный стиль. Художественное конструирование за рубежом / А. А. Дижур. - М. : ВНИИТЭ, 1970. - 52 с.

8. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды / А. В. Ефимов. - М. : Архитектура-С, 2005. - 504 с.

9. Жданова, Н. С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков / Н. С. Жданова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 300 с.

10. Жердев, Е. В. Красота и метафорическая образность в промышленном дизайне / Е. В. Жердев // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2017. - № 1. - С. 4-20.

11. Изместьева, Е. Что такое дизайн-мышление? / Е. Изместьева. - URL: https://te-st.ru/2015/01/ 28/what-is-design-thinking/ (дата обращения: 20.01.2020). - Текст : электронный.

12. Катханова, Ю. Ф. Технология дополненной реальности в образовании / Ю. Ф. Катханова, К. И. Бестыбаева. - Текст : электронный // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.). - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 37-40. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35361243.

13. Келли, Т. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / Т. Келли, Д. Келли ; пер. с англ. Т Землянской. - М. : Азбука Бизнес ; Азбука-Аттикус, 2015. - 288 с.

14. Кожуховская, С. М. Дизайн-образование: структура, содержание и методы реализации : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Кожуховская С. М. - М., 2011. - 40 с.

15. Концаренко, Ф. Что такое дизайн-мышление и почему оно становится основой инновационных компаний / Ф. Концаренко. - URL: https://vc.ru/12776-designmining (дата обращения: 07.11.2019). - Текст : электронный.

16. Мелодинский, Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования / Д. Л. Мелодинский. - М. : Архитектура-С, 2004. - 312 c.

17. Михеева, М. М. Современные методы в дизайне. Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне / М. М. Михеева. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. - 104 с.

18. Переверзев, Л. Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент / Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. - 1987. - № 6. - С. 47-51.

19. Сидоренко, В. Ф. Эстетика проектного творчества / В. Ф. Сидоренко. - М. : ВНИИТЭ, 2007. - 135 с.

20. Хоменко, О. В. Роль генерации идей и прототипирования в процессе дизайн-мышления / О. В. Хоменко. - Текст : электронный // Формообразование в дизайне, рекламе, информационных технологиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск : Омский государственный технический университет, 2018. - С. 157-163. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36819800_27760445.pdf.

21. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учебное пособие / В. Т. Шимко. - М. : ИМДТ, 2005. - 58 с.

22. Brown, T. Deliver on a great / T. Brown // Harvard Business Review. - 2008. - № 6. - Р. 85-92.


Для цитирования:


Соколов М.В., Новоселов С.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):158-163. https://doi.org/10.26170/po20-03-19

For citation:


Sokolov M.V., Novosyolov S.A. SPECIAL DEVELOPMENT OF DESIGNTHINKING IN THE EDUCATION OF MASTERS OF DESIGN EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):158-163. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-19

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)