Preview

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po20-03-17

Полный текст:

Аннотация

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена важная задача - формирование ценностно - смыслового восприятия музыки у детей. Каковы инструменты формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста? Автор статьи представляет основные положения разработанной методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. В основу методики положен подход интериоризации. Эффективность методики видится за счет организации внешней социально - значимой деятельности детей в процессе восприятия музыки и активного включения детей в такой процесс. В статье дается характеристика этапов методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. С помощью интериоризации на различных этапах методики обеспечивается участие в социальном взаимодействии, рефлексия результатов индивидуальных и групповых социальных действий, формирование внутренних качеств через овладение внешней социальной деятельности. Подход интериоризации в процессе формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста способствует оценке музыкальных впечатлений, присвоению через музыкальные впечатления принятых норм в обществе, осмыслению и дальнейшему оперированию ими. По мнению автора, с помощью интериоризации личность осуществляет взаимодействие с обществом, находит свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, что является базой для формирования чувства своей значимости в конкретных социальных делах. Методика формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста по философской основе является гуманистической, по концепции усвоения - ассоциативно - рефлекторной. В представленной методике используется групповая организационная форма, подход к ребенку осуществляется гуманно - личностный, субъект - субъектный.

Об авторе

С. Г. Шарикова
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
Россия


Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - С. 108.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 341 с.

4. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 160 с.

5. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценности / А. В. Кирьякова. - Оренбург : Из-во ОрГУ, 1996. - 188 с.

6. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. - М. : Просвещение, 2003. - 176 с.

7. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971.

8. Маслоу, А. Мотивация личности / А. Маслоу. - URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt. - Текст : электронный.

9. Новикова, Л. П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект. Восприятие музыки : сборник статей / Л. П. Новикова ; под ред. В. Н. Максимова. - М. : Музыка, 1980. - 256 с.

10. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М., 1979.

11. Сатторова, М. А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности / М. А. Сатторова, Н. И. Джумаева // Молодой ученый. - 2014. - № 9 (68). - С. 514-517.

12. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. - М. : Наука, 1970. - 141 с.

13. Ткаченко, В. В. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру / В. В. Ткаченко, П. А. Гасанова. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - Т. 11. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95127.htm.

14. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - М. : Правда, 1990.

15. Ярошевский, М. Г. На путях к общей теории творчества / М. Г. Ярошевский // Художественное и научное творчество. - СПб. ; М., 1972. - С. 19-37.


Для цитирования:


Шарикова С.Г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2020;(3):148-151. https://doi.org/10.26170/po20-03-17

For citation:


Sharikova S.G. THE MAIN PROVISIONS OF THE METHODOLOGY OF THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC IN PRESCHOOL AGE CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):148-151. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-17

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)