Preview

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ

https://doi.org/10.26170/po20-03-16

Полный текст:

Аннотация

В современных условиях развития общества необходим переход от репродуктивного усвоения знаний в системе освоения учебных предметов отдельно друг от друга к созданию единого образовательного пространства. В отечественной и зарубежной педагогике ученые занимались теоретической и методической разработкой метапредметов для обучающихся средней и старшей школы, однако в начальном образовании способы формирования представлений о метапредметных понятиях остаются недостаточно разработанными. В данной статье рассматриваются возможности реализации интегративного подхода при освоении младшими школьниками метапредметных понятий. При уточнении понятия «метапредметность» авторы придерживаются научной школы А. В. Хуторского, приведены примеры метапредметных понятий, изучаемых в начальной школе. В процессе исследования использованы теоретические и практические методы, а также интегративный подход. Одним из способов формирования представлений о метапредметных понятиях являются интегрированные задания как одна из форм интеграции. Представленные в статье задания спроектированы на основе близости предметного содержания учебных дисциплин, а также взаимосвязи деятельности. Их практическая реализация способствует формированию у младших школьников представления о таких понятиях, как «корень» и «симметрия».

Об авторах

А. А. Попрыгина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. В. Воронина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Воронина, Л. В. Интегративный подход в обучении математике: особенности реализации в начальных классах / Л. В. Воронина, А. А. Попрыгина // Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки : сборник науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. «55-е Евсевьевские чтения», 14-15 марта 2019 г. / ред-кол.: Т. И. Шукшина, В. И. Лаптун, П. В. Замкин [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019.

2. Громыко, Н. В. Метапредмет «Знание» : учебное пособие для учащихся старших классов / Н. В. Громыко. - М. : Пушкинский институт, 2001. - 544 с.

3. Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников / Н. В. Громыко. - URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 28.11.2012). - Текст : электронный.

4. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Ю. В. Громыко. - М. : Пушкинский институт, 2001. - 288 с.

5. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. - Минск, 2000. - 376 с.

6. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. - 440 с.

7. Живокоренцева, Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практико-ориентированного исследования : дис. … канд. пед. наук / Живокоренцева Т. В. - СПб., 2005. - URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-soderzhaniya-obrazovaniya-vpedagogicheskom-kolledzhe-kak-problema-kollektivnog (дата обращения: 03.12.2012). - Текст : электронный.

8. Лобок, A. M. Антропология мифа / А. М. Лобок. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 688 с.

9. Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся : метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с.

10. Федеральный институт оценки качества образования. Исследование PISA-2018. - URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.

11. Хуторской, А. В. Концепция Научной школы человекосообразного образования / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2015. - 24 с.

12. Хуторской, А. В. Метапредмет «Числа» : методическое пособие для учителей начальной школы / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эйдос ; Издательство Института образования человека, 2012. - 80 с. : ил. - (Серия «Новые стандарты»).

13. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) / А. В. Хуторской. - Текст : электронный // Эйдос. - 2012. - № 1. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 30.03.2020).

14. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах / А. В. Хуторской. - URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.

15. Kimaryo, L. A. Integrating Environmental Education in Primary School Education in Tanzania: teachers’ Perceptions and Teaching Practice / L. A. Kimaryo. - Åbo : Åbo Akademi University Press, 2011. - 225 p. - URL: https://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/67481/kimaryo_lydia.pdf (mode of access: 30.03.2020). - Text : electronic.

16. Tudor, L. S. Primary school skills development through integrated activities / L. S. Tudor. - Text : electronic // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - № 127. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/275543651_Primary_School_Skills_Development_through_Integrated_Activities (mode of access: 30.03.2020).


Для цитирования:


Попрыгина А.А., Воронина Л.В. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):140-147. https://doi.org/10.26170/po20-03-16

For citation:


Poprygina A.A., Voronina L.V. INTEGRATION OF SUBJECT DISCIPLINES AS A MEANS META-STANDARD CONCEPTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):140-147. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-16

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)