Preview

ТЕХНИКА КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

https://doi.org/10.26170/po20-03-15

Полный текст:

Аннотация

В подростковом возрасте остро проявляется потребность в самовыражении. Реализации этой потребности может способствовать искусство. Однако не всегда подростки владеют средствами и способами выражения своих чувств, настроений и эмоций. Для этого на уроках предметной области «Искусство» и, в частности на уроках изобразительного искусства, необходимо развивать у них художественно - творческие способности, которые позволят подросткам свободно позитивно выражать себя в творчестве. Особым потенциалом для этого развития, благодаря своей образности, глубокой символичности, максимальной выразительности и сюжетной доступности, обладает китайская живопись. В статье на основе анализа специфики китайской живописи, с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста, уточнено понятие «художественно - творческие способности». Представлены показатели развиваемого качества подростков на основе уточненного понятия: «знание особенностей и специфики китайской живописи», «способность „читать“ смысл художественных работ китайских художников», «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать». Для каждого показателя обоснованы и определены методы их развития, среди которых общепедагогические методы беседы, рассказа, показа (демонстрации видеоматериалов) и методы педагогики художественного образования: анализа художественных произведений, мелодекламации, ассоциаций, творческих заданий, в том числе и создания стихотворений в духе китайской поэзии. В статье раскрываются приемы организации рабочего пространства в стиле китайских мастеров, отработки базовых мазков (система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода), отработки базовых линий почерка кай шу, быстрого рисования, способствующие развитию художественно - творческих способностей подростков средствами китайской живописи. Статья предназначена для исследователей и педагогов - практиков, интересующихся возможностями развития художественно - творческих способностей средствами различных национальных культур.

Об авторах

О. А. Овсянникова
Тюменский государственный университет
Россия


Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бродовский, М. Руководство к выразительному чтению. Глава 21. 1904 г. / М. Бродовский. - Текст : электронный // Цит. по: Озвучивание стихов под музыку - мелодекламация. - URL: https://knigastudio.ru/blog/dictors/melodeklamacia (дата обращения: 21.11.2019).

2. Бирюков, М. Ю. Развитие художественно-творческих способностей как основа эстетического воспитания младших школьников / М. Ю. Бирюков // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017 г.). - Кострома, 2017. - С. 124-128.

3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. - М. : Наука, 2004. - 237 с.

4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1968. - 365 с.

5. Василенко, П. Г. Авторская методика развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования / П. Г. Василенко // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 134-136.

6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.

7. Жаворонкова, Л. В. Живопись У-Син - путь к самопознанию: обучение нетрадиционной технике рисования детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей / Л. В. Жаворонкова // Инклюзивное образование - образование для всех : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - М. : ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019. - С. 472-476.

8. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. : программа / сост. Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2011. - 128 c.

9. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Киреенко. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 304 с.

10. Мальцева, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства : дис.. д-ра пед. наук / Мальцева Л. В. - Краснодар, 2010. - 444 с.

11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.

12. Наумова, Ю. В. Реализация творческих потребностей личности на примере обучения китайской живописи ГОХУА / Ю. В. Наумова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 7. - С. 128-131.

13. Нестерова, А. А. Развитие творческих способностей у подростка в контексте синтеза искусств / А. А. Нестерова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III международной научно-практической конференции. - М. : Начальная школа и образование, 2018. - С. 107-110.

14. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом. Науковедение. - 1968. - № 4. - С. 69-73.

15. Ощепкова, О. В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: на материале преподавания музыки : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ощепкова О. В. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2000. - 43 с.

16. Пичугина, Л. Н. Социальная адаптация подростков средствами искусства: теория и диагностика / Л. Н. Пичугина, О. А. Овсянникова // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - С. 29-34.

17. Резанова, О. В. Творчество учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства : дис.. канд. пед. наук / Резанова О. В. - М., 1998. - 159 с.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

19. Скильский, Д. М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся: на материале искусства Прикарпатья : дис.. канд. пед. наук / Скильский Д. М. - М., 1973. - 139 с.

20. Се, Ю. Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России / Ю Се // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 188-192.

21. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. - М. : Просвещение, 1961. - 536 с.

22. Федоров, С. А. Занятия линогравюрой как средство развития художественно-творческих способностей школьников подросткового возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Федоров С. А. - М. : Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР, 1976. - 18 с.

23. Хубиева, З. Ю. Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев : дис.. канд. пед. наук / Хубиева З. Ю. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2009. - 176 с.

24. Цюй, Л. Л. Искусство китайской каллиграфии / Л. Л. Цюй. - М. : Эксмо, 2006. - 128 с.

25. Эльдерова, М. З. Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству : дис.. канд. пед. наук / Эльдерова М. З. - М. : Элиста, 2011. - 227 с.


Для цитирования:


Овсянникова О.А., Тагильцева Н.Г. ТЕХНИКА КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Педагогическое образование в России. 2020;(3):130-139. https://doi.org/10.26170/po20-03-15

For citation:


Ovsyannikova O.A., Tagiltseva N.G. TECHNIQUE OF CHINESE PAINTING IN THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF TEENAGERS IN THE LESSON OF THE FINE ART. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-15

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)