Preview

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po20-03-14

Полный текст:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл), что декларируется в официальных документах («Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО и др.). Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические положения, раскрывающие процесс формирования гражданской идентичности личности (А. Г. Асмолов) и процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат). Использовались следующие методы исследования : изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что в процессе участия в проектной деятельности у младших школьников формируются представления о государственной символике, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально - ценностное отношение к своей малой Родине (эмоционально - ценностный компонент гражданской идентичности). У них формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, осуществлять ориентацию в социальных ролях (деятельностный компонент гражданской идентичности). Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию основ гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Окружающего мира», «Музыки») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия младших школьников в реализации информационных и исследовательских видов проектов.

Об авторах

Н. И. Кашина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. Г. Пономарева
МБОУ СОШ № 18
Россия


О. Н. Петровских
МБОУ СОШ № 18
Россия


Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 65.

2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности к построению гражданского общества (Часть 2) / А. Г. Асмолов // Внешкольник. - 2010. - № 2. - С. 13-19.

3. Воронина, Л. В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании / Л. В. Воронина, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 8. - С. 50-56.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Махинин, А. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников / А. Н. Махинин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - С. 11-15.

6. Каратаева, Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков / Т. А. Каратаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 9-14.

7. Кашина, Н. И. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания кадетов / Н. И. Кашина // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67, № 3. - С. 142-148.

8. Логинова, А. А. Формирование гражданской идентичности учащихся средствами городского школьного Интернет-проекта / А. А. Логинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 8. - С. 232-238.

9. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М. : Академия, 1999. - С. 193-200.

10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 272 с.

11. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года. - URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752. - Текст : электронный.

12. Шаповалова, Н. Г. Метод проектов: практика применения / Н. Г. Шаповалова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 3.

13. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3. - С. 158-181.

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М. : Прогресс, 1996.

15. Tajfel, H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. Turner // Psychology of intergroup relations. - Chicago, 1986. - P. 7-24.


Для цитирования:


Кашина Н.И., Пономарева Е.Г., Петровских О.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):123-129. https://doi.org/10.26170/po20-03-14

For citation:


Kashina N.I., Ponomareva E.G., Petrovskikh O.N. SHAPING CIVIC IDENTITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):123-129. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-14

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)