Preview

ПРОПЕДЕВТИКА ПОНЯТИЙ СТЕРЕОМЕТРИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ОРИГАМИ

https://doi.org/10.26170/po20-03-13

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена пропедевтике основных понятий стереометрии у обучающихся 5-6-х классов с помощью приемов оригами в условиях внеурочной деятельности. В работе приводится построенная авторами дидактическая модель формирования стереометрических понятий, этапы которого созданы в соответствии с «Дидактической моделью процесса формирования геометрических понятий» (этап введения, этап выделения полного содержания и объема понятия, этап включения понятия в систему теоретических знаний). Обосновано, что в рамках пропедевтического курса геометрии в 5-6-х классах происходит формирование понятий на первом и частично на втором этапе. Авторами выделены основные приемы оригами и проведена их интерпретация с точки зрения геометрии, разработана серия из разноуровневых заданий (комплексов приемов оригами). Выявлена взаимосвязь комплексов приемов оригами с этапами формирования стереометрических понятий и с типами пространственного мышления. Авторы на конкретном примере формирования понятия «пирамида» показывают работу компонентов «Модели пропедевтики понятий стереометрии с помощью приемов оригами». Представлены примеры задач (комплексов приемов оригами) с моделями пирамид, схемы сборки в технике оригами различных пирамид. В статье описаны результаты апробации и отдельных этапов педагогического эксперимента по пропедевтике геометрии в целом и стереометрии в частности с помощью приемов оригами, которые проводились в течение двух лет на базе МАОУ СОШ № 50 г. Екатеринбурга в 5-х классах и соответственно в 6-х классах в следующем учебном году.

Об авторах

А. Г. Бормотова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 50
Россия


Р. Ф. Мамалыга
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Геометрия : учебник для 7-9 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.]. - М. : Просвещение, 2008. - 384 с.

2. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М. : Педагогика, 1987. - 160 с.

3. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева. - М. : Просвещение, 2003. - 223 с.

4. Каплунович, И. Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 1981. - № 5. - С. 155-161.

5. Мамалыга, Р. Ф. Развитие пространственного мышления у студентов педагогического ВУЗа при формировании понятий в курсе геометрии : автореф. дис.. канд. пед. наук / Мамалыга Р. Ф. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

6. Мамалыга, Р. Ф. Оригами как средство развития пространственного мышления у обучающихся 5-6-х классов при формировании понятий стереометрии / Р. Ф. Мамалыга, А. Г. Бормотова // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 апреля 2019 г., Екатеринбург, Россия / отв. ред. Т. Н. Шамало. - Екатеринбург, 2019. - С. 107-115.

7. Мамалыга, Р. Ф. Организация педагогического комплекса, развивающего образное мышление учащихся средней школы (на примере работы студии «Геометрия - Компьютер - Геометрия» / Р. Ф. Мамалыга, А. Г. Бормотова // Математика в образовании : сборник статей. Вып. 9 / под ред. И. С. Емельяновой. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. - С. 50-53.

8. Погорелов, A. B. Геометрия для 7-11 классов / A. B. Погорелов. - М. : Просвещение, 1992. - 383 с.

9. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы : проект. - М. : Просвещение, 2011. - 64 с.

10. Хохлова, Н. И. Оригами как пропедевтика к формированию системы геометрических понятий : автореф. дис.. канд. психол. наук / Хохлова Н. И. - М., 2002. - 22 с.

11. Шеремет, Г. Г. Система дополнительного образования «От оригами к различным геометриям» : автореф. дис.. канд. пед. наук / Шеремет Г. Г. - Ярославль, 2006. - 24 с.

12. Якиманская, И. С. Психологические основы математического образования : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / И. С. Якиманская. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

13. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

14. Якиманская, И. С. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения / И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Х. Х. Кадаяс // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 128-134.

15. Liu, Yueying. A Comparison Study of Using Origami as a Teaching Tool in Middle-School Mathematics Class in North America and China / Yueying Liu. - (2019). - 86 p.

16. Сakmak, S. An investigation of the effect of origami-based instruction on elementary students' spatial ability in Mathematics (Master’s thesis) / S. Сakmak. - Ankara, Turkey, 2009.


Для цитирования:


Бормотова А.Г., Мамалыга Р.Ф. ПРОПЕДЕВТИКА ПОНЯТИЙ СТЕРЕОМЕТРИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ОРИГАМИ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):115-122. https://doi.org/10.26170/po20-03-13

For citation:


Bormotova A.G., Mamalyga R.F. PROPEDEUTICS OF THE CONCEPTS OF SOLID GEOMETRY AMONG STUDENTS GRADES 5-6 USING THE TECHNIQUES OF ORIGAMI. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):115-122. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-13

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)