Preview

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po20-03-11

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается содержательно - деятельностный компонент методики формирования алгоритмических умений у детей дошкольного общества в цифровом обществе. Рассматривается готовность ребенка к обучению в школе, к использованию цифровой образовательной среды. Автор отмечает, что не каждый дошкольник готов к переходу на следующий уровень образования. Для этого ему не хватает сформированнности предпосылок учебной деятельности, в том числе умения выполнять инструкции, следовать предложенному плану, сформированности рефлексивных и коммуникативных умений, произвольности поведения. Для успешного обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы соответствующие умения, в частности алгоритмические умения. Алгоритмические умения включают познавательный, коммуникативный и регулятивный компоненты. Методика формирования алгоритмических умений состоит из трех модулей, обусловливающих развитие у детей умений исполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы всех видов, используя различные схемы, знаки - символы, рисунки, словесное описание; закрепление алгоритмических умений в различных видах деятельности и образовательных областях. Для каждого модуля разработаны средства формирования данных умений: игры - проблемы, игры с неполным составом действия, квест - игры, игры с правилами, задачи интегрированного типа. Овладев алгоритмическими умениями, дети дошкольного возраста смогут более продуктивно и успешно войти в цифровое общество и включиться в учебную деятельность в школе.

Об авторе

Е. А. Утюмова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Воронина, Л. В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании / Л. В. Воронина, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 8. - С. 50-56.

2. Воронина, Л. В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова // Образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 74-84.

3. Горячев, А. В. Все по полочкам : метод. рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А. В. Горячев, Н. В. Ключ. - М. : Баласс, 1999. - 64 с.

4. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 22-33.

5. Изотова, Е. И. Инновационные технологии развития компонентов эмоционального интеллекта в детском возрасте: цифровизация и мультипликация / Е. И. Изотова, Ю. Ю. Слащева // Воспитание и обучение детей младшего возраста : VIII Международная конференция (ЕССЕ 2019) (Москва, МГИМО МИД России, 29 мая - 1 июня 2019 г.). - М. : Издательство Московского университета, 2019. - С. 34-35.

6. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / Моск. психол.-социал. ин-т ; сост. Л. М. Семенюк. - М. ; Воронеж, 2003. - С. 203-207.

7. Когнитивные подходы к обучению. - URL: http://studiopedia.org/8-189883.html (дата обращения: 26.01.2019). - Текст : электронный.

8. Кондаков, А. М. Цифровое образование: матрица возможностей / А. М. Кондаков. - URL: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.

9. Копаев, А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления / А. В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - № 6. - С. 6-11.

10. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева // Креативная экономика. - 2014. - Т. 8, № 9. - С. 139-150.

11. Розина, И. Н. Цифровизация образования. - URL: http://ito.1gb.ru/tezises/1027.doc (дата обращения: 25.01.2020). - Текст : электронный.

12. Утюмова, Е. А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста / Е. А. Утюмова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 94-99.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://fgos.ru/ (дата обращения: 25.01.2020). - Текст : электронный.

14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие для пед. ин-тов / Р. Л. Березина [и др.] ; под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.

15. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

16. Язвинская, С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени : дис. … канд. пед. наук / Язвинская С. Д. - Ставрополь, 2009. - 202 с.

17. Mamontova, M. Electronic mind maps as a method for creation of multidimensional didactic tools / M. Mamontova, B. Starichenko, S. Novoselov, et al. // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2017. - Vol. 75. - P. 381-390. - DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-59451-4_38.


Для цитирования:


Утюмова Е.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2020;(3):98-104. https://doi.org/10.26170/po20-03-11

For citation:


Utyumova E.A. CONTENT AND ACTIVITY COMPONENT METHODS OF FORMATION OF ALGORITHMIC SKILLS PRESCHOOL AGE CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):98-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-11

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)