Preview

Воспитание толерантности в системе дополнительного образования

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия «толерантность», которое является приоритетным в условиях дополнительного образования. Воспитание толерантности у школьников - сложный, но достижимый результат. Искусство педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы актуализировать те смысловые структуры сознания обучающихся, содержанием которых были бы установки если не на принятие позиций представителей иных культур, то, по крайней мере, на желание постичь их смысл. Наиболее важными в условиях дополнительного образования можно назвать такие задачи, как знание основных моральных норм, норм и правил поведения в социуме, практические навыки и умения общения с представителями других этносов, формирование уважения к истории своего государства и народа. Цель воспитания толерантности состоит в воспитании в детях и подростках готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Это сложная задача, здесь велика роль педагога и важна роль окружения ребенка, той культурной среды, которая вокруг него создается. Также важен интерес к другому человеку, способность к взаимопониманию, уважение других народов и этнических групп. В школьниках необходимо воспитывать чувство уважения к личности, доброжелательное отношение и позитивное восприятие другого человека и его особенностей

Об авторе

А. И. Петрова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.

2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 90-94.

3. Головинская Е. В. Воспитание толерантности подростков в процессе межкультурного общения (на примере ассоциированных школ ЮНЕСКО) : автореф. дис.. канд. пед. наук. - СПб., 2005.

4. Декларация принципов толерантности : утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г. // Первое сентября. - 2001. - 21 апр. - С. 6.

5. Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/ 059.htm.

6. Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 64-69.

7. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / под ред. Н. М. Лебедевой. - М., 2002.

8. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.

9. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 18-24.

10. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/tolerance.ш/p-mag-lastshtml.

11. Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. - 2004. - № 4. - С. 10-19.

12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки : пер. с англ. - М., 1986.

13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. с англ. А. Л. Никифорова. - М., 2010.

14. Ферапонтова Я. Н. Диагностика сформированности этнической толерантности у воспитанников дополнительного образования [Электронный ресурс] // Образование в современном мире: новое время - новые решения : междунар. науч.-практ. конф - IX Осовские пед. чтения (28-29 нояб. 2013 г.). - Саранск, 2014. - Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/docs/opch 2013/index.html.

15. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М. : Иванов и Фарбер, 2017. - 278 с.


Для цитирования:


Петрова А.И. Воспитание толерантности в системе дополнительного образования. Педагогическое образование в России. 2018;(2):55-59.

For citation:


Petrova A.I. EDUCATION OF TOLERANCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):55-59. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)