Preview

РОЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

https://doi.org/10.26170/po20-03-09

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются основания, методология и результаты исследования влияния особенностей личности на представление личности о социальном пространстве. Показано, что представление о социальном пространстве - комплексное и структурированное отражение в сознании личности социального взаимодействия, опосредованного социальными нормами. Представление участвует в социальном взаимодействии, на его основе личность организует и регулирует отношения с другими людьми, координирует свою деятельность. Вопрос о роли личности в конструировании представления не имеет однозначного научного решения, а его эмпирическое исследование полезно для повышения эффективности профилактики искажений социального взаимодействия, в том числе и девиаций. Эмпирическое исследование нацелено на определение опосредующей роли личностных особенностей в формировании представления о возможностях и ограничениях социального пространства. Выборка из 240 человек включает группу несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в специализированных учреждениях, и правопослушных, обучающихся в традиционных условиях. Методами исследования выступают стандартизированные самоотчеты: анкета, изучающая параметры социального пространства, опросник СМИЛ. Статистическая обработка проводится методами дескриптивной статистики, эффект опосредования оценивается регрессионным анализом (GLM mediation models). Результаты показывают, что в представлении несовершеннолетних рецептируются ограничения социального пространства, влияя на восприятие возможностей и ограничений. Представление правонарушителей о социальном пространстве характеризуется меньшим объемом и сегментированностью взаимодействия, гомогенностью его участников, отрицанием социального контроля над собой. В целом оно воспринимается мешающим и затрудняющим взаимодействие. Оценка особенностей личности как медиатора показала, что в формирование такого представления вовлечены социальная интроверсия, импульсивность, тревожность и индивидуалистичность. Итогом исследования стало понимание специфики рецепции несовершеннолетними регламентированного социального пространства, а также медиаторной роли особенностей личности, ухудшающих оценку возможностей социального взаимодействия.

Об авторах

К. В. Злоказов
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия


Е. И. Ильянкова
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Абульханова, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К. А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2, № 4. - С. 3-21.

2. Волгина, С. Я. Подростки с девиантным поведением: особенности личности, качество жизни, организация медико-социальной помощи / С. Я. Волгина, А. С. Кондратьева, В. Ю. Альбицкий [и др.] // Вопросы современной педиатрии. - 2013. - № 12 (3). - С. 5-11.

3. Журавлев, А. Л. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 10-18.

4. Леонов, Н. И. Модель человека «конструирующего» / Н. И. Леонов // Социальный мир человека : сборник трудов конференции. - Ижевск : ERGO, 2014. - С. 12-14.

5. Ратинов, А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход / А. Р. Ратинов // Личность преступника как объект психологического исследования : сборник научных трудов. - М., 1979. - С. 3-33.

6. Сыроквашина, К. В. Антисоциальное расстройство личности у подростков и юношей: методология и диагностика / К. В. Сыроквашина, Е. Г. Дозорцева // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28, № 1.- С. 49-62.

7. Шайкова, М. В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников / М. В. Шайкова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 2 (5). - С. 85-88.

8. Baron, R. M. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: conceptual, strategic, and statistical considerations / R. M. Baron, D. A. Kenny // Journal of Personality & Social Psychology. - 1986. - № 51. - P. 1173-1182.

9. Rumelhart, D. E. Schemata: The Building Blocks of Cognition / D. E. Rumelhart // Theoretical Issues in Reading Comprehension, Routledge. - 1980. - P. 33-58.

10. Haslam, N. Mental representation of social relationships: Dimensions, laws or categories? / N. Haslam // Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. - № 67. - P. 575-584.

11. Markus, H. Self-schemata and processing information about the self / H. Markus // Journal of Personality and Social Psychology. - 1977. - № 35 (2). - P. 63-78.

12. Hayes, A. F. Beyond Baron and Kenny: Statistical mediation analysis in the new millennium / A. F. Hayes // Communication Monographs. - 2009. - № 76 (4). - P. 408-420.

13. Pearl, J. Interpretation and identification of causal mediation / J. Pearl // Psychological Methods. - 2014. - № 19 (4). - P. 459-481.

14. Sales, A. C. Review: mediation Package in R / A. C. Sales //Journal of Educational and Behavioral Statistics. - 2017. - № 42 (1). - P. 69-84.

15. Shaw, M. L. G. Kelly’s geometry of psychological space and its significance for cognitive modeling / M. L. G. Shaw, B. R. Gaines // The New Psychologist. - 1992. - № 9. - P. 23-31.


Для цитирования:


Злоказов К.В., Ильянкова Е.И. РОЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Педагогическое образование в России. 2020;(3):81-90. https://doi.org/10.26170/po20-03-09

For citation:


Zlokazov K.V., Il’Yankova E.I. THE ROLE OF PERSONALITY TRAITS IN THE REPRESENTATION OF REGULATED SOCIAL SPACE BY ADOLESCENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):81-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-09

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)