Preview

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

https://doi.org/10.26170/po20-03-08

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора молодых людей посредством анализа профессиональной мотивации студентов колледжа разных направлений подготовки. В основе исследования лежит подход, предложенный румынским социологом К. Замфир к определению структуры профессиональной мотивации, состоящей из трех видов: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации. Различное соотношение внешних и внутренних профессиональных мотивов определяет мотивационный комплекс личности, который является эффективным, если внутренняя мотивация больше или равна внешней положительной мотивации, которая в свою очередь должна быть больше внешней отрицательной мотивации. Обратное сочетание, когда преобладает внешняя отрицательная мотивация над внешней положительной и внутренней мотивацией, является наихудшим. В результате сравнительного математико - статистического анализа были выявлены достоверные мотивационные различия между группами студентов колледжа юридического и дизайнерского направлений, имеющими разный мотивационный комплекс личности. У студентов - дизайнеров, в отличие от студентов - юристов, было выявлено эффективное сочетание внутренней и внешней мотивации к трудовой деятельности. У юристов был выявлен один из не эффективных мотивационных комплексов личности с преобладанием внешней положительной мотивации. Профессиональная мотивация юристов значимо различалась от дизайнеров по таким мотивам, как престиж профессии в обществе, желание руководить другими людьми, выбор профессии по совету родителей или друзей и стремление получить диплом. Внутренняя мотивация направлена как на развитие профессионального мастерства, так и на развитие личности вообще, в то же время внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития, ориентирует только на личные цели, способствует появлению таких качеств, как безответственность, пассивность и ограниченность. В качестве выводов исследования формулируется необходимость педагогической поддержки студентам - юристам. Для тестирования профессиональной мотивации студентов была использована методика К. Замфир в модификации А. А. Реана. Для определения значимости различий в профессиональной мотивации групп студентов использовался t-критерий Стьюдента для независимых переменных.

Об авторе

Л. В. Губина
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия


Список литературы

1. Власова, И. М. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера / И. М. Власова, Г. В. Чумаченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 102-108.

2. Воронина, Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина. - Текст : электронный // Концепт. - 2013. - № 04. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm (дата обращения: 24.03.2019).

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2010. - 304 с.

5. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 67-69.

6. Панарина, Ю. П. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и студентов-юристов / Ю. П. Панарина, Л. Н. Гридяева // Перспективы развития науки в современном мире : сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции : в 2-х частях. - 2017. - С. 156-159.

7. Пряжникова, Е. Ю. Проблемы профессионального становления личности / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко. - Текст : электронный // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2. - С. 111-122. - URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 24.03.2020).

8. Сборник психологических тестов. Часть III : пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

9. Шкурин, Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Д. В. Шкурин, Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. - С. 168-187. - Doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.

10. Шульгина, Т. А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, К. А. Холодова [и др.] // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 1. - С. 96-115. - Doi: 10.17853/1994-5639-2018-1-96-115.

11. Щербакова, Т. Н. Изучение содержания представлений студентов о факторах успешности юристов / Т. Н. Щербакова, Д. Н. Мисиров, Р. Д. Мисиров // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-13. - С. 208-214.

12. Akosah-Twumasi, P. Systematic review of factors influencing youth career choices - the role of culture / P. Akosah-Twumasi, T. I. Emoto, D. Lindsay, et al. // Front. Education. - 2018. - № 3:58. - Doi: 10.3389/feduc.2018.00058.

13. Alexandera, P. M. Factors affecting career choice: Comparison between students from computer and other disciplines / P. M. Alexandera, M. Holmnera, H. H. Lotrieta, et al. // Journal of Science Education and Technology. - 2011. - Vol. 20, Issue 3. - P 300-315.

14. Bikse, V. Comparative analysis of career choices by students in Latvia and the UK / V. Bikse, I. Lūsēna-Ezera, U. Libkovska, et al. // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’18) Universität Politecnica de Valencia. - Valencia, 2018. - Doi: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd18.2018.8202.

15. Zhou, Xiaolu. Career guidance and counseling in Shanghai, China: from 1977 to 2015 / Zhou Xiaolu, Li Sexy, Gao Yao Ming // Career Development Quarterly. - 2016. - Vol. 64, № 3. - P. 203-214.


Для цитирования:


Губина Л.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):73-80. https://doi.org/10.26170/po20-03-08

For citation:


Gubina L.V. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE IN DIFFERENT AREAS OF TRAINING. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):73-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-08

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)