Preview

КРЕАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po20-03-07

Полный текст:

Аннотация

Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы креативной идентичности и самоотношения творческих личностей в раннем юношеском возрасте. Проблема креативности как значимой составляющей Я-концепции подростка XXI века является недостаточно изученной. Проблема Я-концепции творческой личности в течение последних десятилетий решалась посредством изучения корреляций между компонентами самооценки и уровня притязаний и объективными показателями креативности. По мнению авторов, показатели креативности будут связаны с различными аспектами Я при условии, что творческое поведение становится ведущим критерием формирования самоотношения. Таким образом, авторы решили выявить различия в показателях психологического самоотношения в зависимости от степени выраженности у старшеклассников и студентов креативной идентичности. Проблема креативной идентичности в отечественной психологии недостаточно изучена, также как и проблема Я-концепции творческих людей. В соответствии с данными исследований ряда зарубежных ученых, в настоящее время недостаточно данных для доказательства различий в самоотношении между креативами и нонкреативами. В исследовании принимали участие 268 учащихся старших классов г. Муравленко ЯНАО и студентов УрГПУ г. Екатеринбурга возрасте от 16 до 18 лет. Возраст респондентов варьировался от 15 до 18 лет. В исследовании были использованы следующие методики: опросник творческой идентичности и методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. На основе эмпирического исследования было выявлено, что между креативными и нонкреативными респондентами были выявлены существенные различия по всем компонентам самоотношения, кроме саморуководства и внутренней конфликтности. В результате исследования выяснилось, что креативные личности в подростково - юношеском возрасте отличаются повышенной самоценностью. Они в большей степени, чем их сверстники, склонны считать себя значимыми людьми для общества и близких.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Barbot, B., Heuser, B. (2017). Creativity and identity formation in adolescence: A developmental perspective. In Karwowski, M. Kaufman, J. C. (Eds.). The creative self: Effect of beliefs, self-efficacy, mindset, and identity. London, Academic Press, pp. 87-98.

2. Beghetto, R. A., Dilley, A. E. (2016). Creative aspirations or pipe dreams? Toward understanding creative mortification in children and adolescents. In New Directions for Child and Adolescent Development, pp. 85-95.

3. Deng, X.-P., Zhang, X.-K. (2011). Understanding the relationship between self-esteem and creativity: A meta-analysis. In Advances in Psychological Science. No. 19, pp. 645-651.

4. Hughes, R. (1996). Modernism’s patriarch - the Cezanne exhibition in Phildalephia is and epic humbling event, fully worthy of its great subject. In Time Magazine. No. 147, pp. 72-74.

5. Jacobs, J. E., Lanza, S., Osgood, D. W., et al. (2002). Changes in children’s self-competence and values: Gender and domain differences across grades one through twelve. In Child Development. No. 73, pp. 509-527.

6. Judge, T. A., Erez, A., Bono, J. E., et al. (2002). Are measures of self-esteem, neuroticism, locus of control, and generalized self-efficacy indicators of a common core construct? In Journal of Personality and Social Psychology. No. 83, pp. 693-710.

7. Karwowski, M. (2016). The dynamics of creative self-concept: Changes and reciprocal relations between creative self-efficacy and creative personal identity. In Creativity Research Journal. No. 28, pp. 99-104.

8. Kaufman, J. C. (Ed.). The creative self: Effect of beliefs, self-efficacy, mindset, and identity. London, Academic Press, pp. 137-152.

9. Lebuda, I., Csikszentmihalyi, M. (2017). Me, myself, I, and creativity: Self-concepts of eminent creators. In Karwowski, M., Lubart, T. I., Besancon, M., et al. (Eds.). EPoC: Evaluation du potentiel creatif (EPoC). Paris, France, Editions Hogrefe France.

10. Marsh, H. W., Craven, R., Debus, R. (1998). Structure, stability, and development of young children’s self-concepts: A multicohort - multioccasion study. In Child Development. No. 69, pp. 1030-1053.

11. Plucker, J. A., Beghetto, R. A. (2004). Why creativity is domain general, why it looks domain specific, and why the distinction does not matter. In Sternberg, R. J., Grigorenko, E. L., Singer, J. L. (Eds.). Creativity: From potential to realization. Washington, DC, American Psychological Association, pp. 153-167.

12. Puryear, J. S., Kettler, T., Rinn, A. N. (2017). Relationships of personality to differential conceptions of creativity: A systematic review. In Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. No. 11, pp. 59-68.

13. Royston, R., Reiter-Palmon, R. (2017). Creative self-efficacy as mediator between creative mindsets and creative problem-solving. In The Journal of Creative Behavior.

14. Silvia, P. J., Phillips, A. G. (2004). Self-awareness, self-evaluation, and creativity. In Personality and Social Psychology Bulletin. No. 30, pp. 1009-1017.

15. VanderArk, S. (1989). Self-esteem, creativity, and music: Implications and directions for research. In Suncoast Music Education Forum on Creativity, pp. 1-19.

16. Wang, Y., Wang, L. (2016). Self-construal and creativity: The moderator effect of self-esteem. In Personality and Individual Differences.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е. КРЕАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):67-72. https://doi.org/10.26170/po20-03-07

For citation:


Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E. CREATIVE IDENTITY AND SELF-RELATIONSHIP OF PERSONALITY OF SENIOR GRADUATES AND STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):67-72. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-07

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)